Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»
консультация

Никулина Наталья Викторовна

 «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки.

 Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О 4 свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

 Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: - универсальность – можно играть в любом месте в любое время; - кратковременность – обычно не более 2-5 минут;

 - активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх

-«молчанках», использование языка жестов;

 - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Виды «пальчиковых игр»: Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы и определили назначение.

1. Игры – манипуляции  Этот вид пальчиковой гимнастики развивает воображение. Каждый пальчик ребенка служит определенной ассоциацией или образом.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

 6. С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук)

7. Тематические Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки)

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Наша Маша варила кашу

 Кашу сварила, малышей кормила.

 (чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

 А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.

 (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

 БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

 Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 ПАЛЬЧИКИ Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышли пальчики гулять!

 Раз, два, три, четыре, пять,

 В домик спрятались опять.

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

                    МОИ ВЕЩИ   Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит

- Останусь сухим.

 "Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

 Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

 Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки в ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

 Его я бросаю над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

 А вот мой котёнок, я глажу его,

 Мурлычет он так для меня одного.

 Поочерёдно гладим одну руку другой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»

 «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки.

 Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О 4 свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

 Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: - универсальность – можно играть в любом месте в любое время; - кратковременность – обычно не более 2-5 минут;

 - активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх

-«молчанках», использование языка жестов;

 - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Виды «пальчиковых игр»: Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы и определили назначение.

1. Игры – манипуляции  Этот вид пальчиковой гимнастики развивает воображение. Каждый пальчик ребенка служит определенной ассоциацией или образом.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

 6. С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук)

7. Тематические Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки)

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Наша Маша варила кашу

 Кашу сварила, малышей кормила.

 (чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

 А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.

 (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

 БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

 Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 ПАЛЬЧИКИ Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышли пальчики гулять!

 Раз, два, три, четыре, пять,

 В домик спрятались опять.

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

                    МОИ ВЕЩИ   Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит

- Останусь сухим.

 "Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

 Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

 Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки в ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

 Его я бросаю над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

 А вот мой котёнок, я глажу его,

 Мурлычет он так для меня одного.

 Поочерёдно гладим одну руку другой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития речи»

Пальчиковые игры помогают развиваться детскому мозгу, стимулируют умственную активность, развитие речи и творческие способности...

Консультация для родителей : "Пальчиковые игры , как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры как средство развития речи"

Консультация для родителей первой младшей группы ...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В статье представлены игровые приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста...