Родительское собрание "Ребёнок – манипулятор"
методическая разработка

Селезнева Елена Николаевна

Манипулятивное поведение свойственно не только взрослым, но и детям. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, но очень рано, едва научившись ходить. Распознавая признаки манипулятивного поведения ребёнка, родители зачастую принимают это как проявление артистизма или лидерства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_manipulyator.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок – манипулятор.

   Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. Манипулятивное поведение – это особое поведение человека, направленное на взаимодействие с окружающими людьми, возникающее при необходимости достичь желаемого, применяя при этом приемы манипулирования.

   Манипулятивное поведение свойственно не только взрослым, но и детям. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, но очень рано, едва научившись ходить. Распознавая признаки манипулятивного поведения ребёнка, родители зачастую принимают это как проявление артистизма или лидерства.

Типы детей-манипуляторов.

   Первый тип ребенка-манипулятора – МАЛЕНЬКАЯ ТРЯПКА. Он все время плохо себя чувствует, едва волочит ноги, он даже готов пролежать целый день в постели, страдальчески закатив глаза, лишь бы заставить вас выполнять за него его обязанности.  Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисичка. Он достаточно умен, чтобы успешно манипулировать взрослыми и заставлять их  все делать за него.
  Второй тип ребенка-манипулятора вполне можно назвать
МАЛЕНЬКИМ ДИКТАТОРОМ. Он управляет взрослыми тем, что злится, ворчит, дуется, демонстрирует упрямство и непослушание. Топая ногами, он пытается заставить нас работать на него.

   Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребёнка любви к повторениям. Если у него однажды получилось добиться чего-нибудь подобным способом, он может повторять это до тех пор, пока будет получать желаемое. Нередко ребёнок подражает поведению родителей и других окружающих, у них он учиться приёмам манипуляции. Одним из условий возникновения манипуляции является полное центрирование семьи на ребёнке, т.е. готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Ещё одно условие – гиперопека. К трём годам ребёнок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если взрослые это делают за него, он постепенно привыкает перекладывать всё на взрослых любыми способами. Часто дети прибегают к таким крайним мерам воздействия на родителей , как болезнь. Они могут «вызывать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль. Особенно часто это происходит от недостатка внимания со стороны взрослых в будничной жизни, детский недуг -это  способ стать центром внимания, способ привлечь к себе. Нередко методом привлечения родительского внимания становятся проказы, очень быстро привлекающие внимание, пусть даже негативное.

Как вести себя с ребёнком манипулятором.

В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила.

Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии.

За правило можно взять следующую схему: если маленькому ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут "нет" превратить в "да".Такой способ манипуляции, как прямой шантаж, следует пресекать сразу.

Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем.

Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на "плохую маму" или "жестокого папу". Если маленький ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как "награда" и "наказание". Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки.

Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляции. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

Один из способов справиться с детской манипуляцией (в т. ч. в виде капризов и истерик) - переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, потешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.

Еще один вариант- участие маленького ребенка в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и т. д.). Когда он подключается к делам родителей или воспитателя, то ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых.

Если выбирать занятие совместно, то ребенок учится считаться с мнением окружающих его людей. Взрослые могут сами подключиться к занятиям малыша, перестать на время быть строгим родителем, воспитателем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры.

Таким образом, четкая линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с малышом дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.

Психологические рекомендации по предупреждению психосоматических болезней дошкольников.

  • Никогда не внушайте детям, что они непременно заболеют, если промочили ноги, не надели свитер, носки и т. д.-это может запрограммировать их на болезнь, если они станут искать в себе признаки недомоганий;
  • Старайтесь как можно больше применять безмедикаментозные средства лечения, чтобы ребёнок не привыкал к тому, что таблетки – панацея; приучайте к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье;
  • Учите детей выражать свои чувства без стеснения и относитесь к признаниям серьёзно;
  • Если подозреваете, что ребёнок притворяется больным, не ругайте его, скажите, что болезнь не избавит его от трудностей. Предложите поделиться проблемами, чтобы вместе их решить;
  • Обратите внимание на то, как вы переносите болезнь, ваше поведение определяет отношение к ней ребёнка.

Рекомендации родителям, как не воспитать эгоиста.

  • Ребёнок должен научиться не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что-то для других;
  • Не следует говорить ребёнку, что он лучше и главнее всех и его желание – закон;
  • Если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появиться свободное время;
  • Желания ребёнка не должны быть во вред окружающим;
  • Если ребёнок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие манипуляторы

Ребёнок-манипулятор. Что делать?...

Маленький манипулятор

НЕуправляемый РЕБЕНОК !Делает, что хочет! Почему и как с этим бороться......

Презентация для родителей по теме "Маленькие манипуляторы"

Презентация предназначена для использования в работе с родителями, в которой кратко раскрывается проблема и описываются пути её разрешения. «Если ваш ребенок умеет добиться от вас практически всего, п...

"Ребенок - манипулятор"

Краткая памятка для родителей и педагогов. Как реагировать на капризы и истерики ребенка, как наладить с ним контакт....

«Что делать, если ребёнок манипулятор?».

Данное занятие знакомит дошкольников с главными органами человеческого организма....

«Что делать, если ребёнок манипулятор?».

Занятие для детей подготовительной группы...