Консультация для родителей учителя - дефектолога «Рекомендации родителям детей с РАС»
консультация

Консультация будет полезна родителям, воспитывающим ребенка с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya-defektologa.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ

«Рекомендации родителям детей с РАС»

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра.

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребенком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данная консультация предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений.

1.Не пренебрегайте личной психической гигиеной.

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребенка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребенка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности.

Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребенка с РАС, вызвать у него истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребенка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2.Не отождествляйте себя с ребенком.

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребенка, переживает его неудачи как свои собственные.

Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

Примеры:

а) Ребенок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребенок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребенка постоянно.

б) Ребенок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сначала научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребенка возникнут вопросы).

3.Не забывайте о необходимости самообразования.

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребенка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребенка.

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребенком и найдите действенные для него методы.

4.Не игнорируйте сильные стороны ребенка с РАС.

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребенок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребенка.

Примеры:

а) Ребенок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.

б) Ребенок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5.Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС. Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи - сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив

сверстников должно вызывать у ребенка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребенок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоем или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6.Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребенка в этой области. Представьте, что все вокруг вас орет на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознает ваш ребенок. Ваша задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Ребенок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребенка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего  материала (шелк, шерсть), если ребенок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7.Не применяйте физическое насилие.

Наказание ремнем, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжелое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием

такого рода действий.

Советы родителям детей с РАС.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребенка соблюдали следующие

рекомендации:

- соблюдение режима дня;

- необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребенок уже будет подготовлен к действиям;

 - нужно как можно больше стараться играть с ребенком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности;

- в игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребенка;

- хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребенка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша;

- посещать занятия со специалистами;

- за любой успех ребенка надо поощрять;

 - подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС.

Что же ждет в дальнейшем ребенка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Все

зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты все равно останутся, просто не будут ярко выраженными.

Может быть, ребенка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребенок с РАС очень нуждается в поддержке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации учителя -дефектолога для родителей детей среднего возраста по темам

В данном материале для родителей представлены подбор игр и упражнений, рекомендуемых для выполнения с  детьми среднего возраста  дома. Данный материал разбит по темам и предполагает лучшее з...

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с ОВЗ

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома на тему "Игрушки", которые помогут закрепить пройденный  материал . В рекомендациях представлены задания для дошкольников с ОВЗ по форми...

Вариант рекомендаций учителя- дефектолога для родителей в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Рекомендации учителя- дефектолога для родителей по основным направлениям коррекционно-развивающей работы в соответствии с лексическими темами в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)....

Вариант рекомендаций учителя- дефектолога для родителей в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Рекомендации составлены в соответствии с лексическими темами, содержат варианты совместных игр для детей и родителей...

Консультация учителя-дефектолога для родителей Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка

Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка...

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Рекомендации родителям детей с РАС"

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложныйкомплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешностьотношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, пониманиеответственн...