Консультация для родителей "Совместное творчество с детьми"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Совместное творчество с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_izo.docx | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Зав. МБДОУ
«Детский сад с. Алаторка »
Огуреева О. С.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад села Алаторка » муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
План
индивидуального развития
по нетрадиционной технике рисования
для детей 6– 7 лет
Срок реализации один год
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы
2015год Машкина Г.М
Содержание:
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование
- Заключение
- Список литературы
….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение
Цель:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада);
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Развивать цветовосприятие и зрительно - двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
В процессе обучения воспитанники познакомятся со следующими техниками рисования:
Рисование по сырой бумаге
Кляксография
Рисование манкой
Рисование с элементами аппликации
Оттиски листьями
Набрызг
Восковые карандаши+акварель
Пластилинография
Скатывание бумаги
Рисование жесткой кистью (тычок)
Граттаж
Рисование мыльными пузырями
Точечный рисунок
Оттиски штампов различных видов
Рисование свечой
Монотипия
Пальчиковая живопись (рисунок наносится пальчиком или ладошкой)
План составлен для подготовительной группы и рассчитан на один год, для детей в возрасте 5-7 лет, посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Набор детей носит индивидуальный характер - работа проводится с подгруппой детей состоящей из 4-5 воспитанников, имеющих склонность к художественной деятельности, и чьи родители заинтересованы в дальнейшем развитии творчества своего ребенка.
Периодичность занятий – во вторник, один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Работа с родителями
Работа проводится в течение всего учебного года;
- Выступление на родительских собраниях;
- Индивидуальные беседы, консультации;
- Организация участия в районных , республиканских, международных (дистанционных ) конкурсах.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1 Беседы, работа с наглядным материалом.
2 Создание игровой ситуации.
3.Показ воспитателя.
4 Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
5.Проговаривание последовательности работы.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение.
1.Листы бумаги
2.Гуашь
3.Трафареты
4.Кисточка с коротким ворсом (тычок)
5.Тампон
6.Стекло или пластик ( палитра )
7.Нитки
8.Щётка и стека
9.Крупа, кофе
10 Пластилин
12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья)
13 Акварельные краски
14 Восковые и масляные мелки
15 Свеча
16 Ватные палочки
17 Палочки или старые стержни для процарапывания
18 Коктейльные трубочки
19 Матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Ожидаемый результат:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;
экспериментируют с изобразительными материалами;
проявляют фантазию художественного творчества.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в районных и всероссийских конкурсах в течение года.
Календарно - тематический план
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 | Вводное занятие. Путешествие по радуге | Акварель | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | Бумага А4 акварель кисти | |
2 | Летний луг | Восковые мелки + акварель, | Совершенствовать умение в техниках, учить изображать лето наиболее выразительно | Бумага А5, восковые мелки, акварель, кисти
| |
3 | Ежики | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Познакомить с техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями | Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. | |
4 | Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1 | Осенний лес | Рисование гуашью методом отпечатки листьев деревьев, свеклы ,капусты | Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). | Набор гуаши, листья, баночка с водой, кисть, лист бумаги. | |
2 | Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Лист бумаги, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти | |
3 | В садах созрели яблоки | Рисование методом точечного рисунка | Познакомить детей с методом точечного рисунка. Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. | Лист бумаги формата А5, ватные палочки, набор гуаши, салфетки | |
4 | «Грибы большие маленькие» | рисование с использованием кофе, манки | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы, кофе | Манная крупа, кофе, клей | |
5 | «Корона для царицы осени» | Печатание листьями | Продолжать знакомить с приемом печати листьями | Гуашь, кисть, вода, листья, бумага | |
НОЯБРЬ | |||||
1 | Небо при закате солнца | Монотипия пейзажная | Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Лист бумаги, гуашь, акварель, кисть, губки, ванночки и баночки с водой, салфетки. | |
2 | Волшебный зонтик | Пластилинография | Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином. Способствовать развитию умений и навыков работе с пластилином ( отщипывание , скатывание колбасок пальцами , размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей ) фантазии , мелкой моторики пальцев рук . | Лист картона, карандаш, трафарет, пластилин, карандаш | |
3 | Лесные звери зимой | Метод тычок жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка жесткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, трафареты. | |
4 | Сказочное дерево | Рисование акварелью методом кляксографии с трубочкой | Познакомить детей с техникой кляксография. Закрепить знание детей о пейзаже. Развивать фантазию, воображение. | Лист бумаги, трубочки, баночки с водой, акварель, кисть. | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1 | «Первые снежинки» | Рисование манной крупой | Закреплять умение рисовать снежинки большие и маленькие с помощью манки | Клей, кисть, лист цветной бумаги | |
2 | Зимняя ночь в лесу | Черно-белый граттаж | Познакомить с НТР черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
| Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, трафареты, иллюстрации. | |
3 | Умка | Рисование методом тычка жесткой кистью | Усовершенствовать метод тычка. Развивать воображение.
| Лист тонированной бумаги в синей цвет, жесткая кисть, №3, гуашь, салфетки. | |
4 | Дед Мороз-Красный нос! | Пластилинография | Совершенствовать навыки рисования пластилином :придавливание деталей к основе, ,примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей. | Цветной картон с нарисованным рисунком , пластилин, стека | |
ЯНВАРЬ | |||||
1 | «Зимнее морозное утро» | Рисование воском | Познакомить с техникой «воск + акварель», научить передавать красоту окружающего мира, используя данную технику | Акварель, вода, воск ,лист бумаги А4, салфетки, кисть. | |
2 | «Сказочная птица» | Рисование гуашью с помощью ладошек | Учить превращать отпечатки ладоней в птицу. Развивать воображение, чувство композиции. | Лист бумаги, мисочка с гуашью, салфетки, кисть. | |
3 | «Снегири на ветке» | Скатывание бумаги | Учить создавать образы птиц в НТ исполнения – скатывания бумаги. | Салфетки черного и красного цвета, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы | |
4 | «Снежная ёлка» | Рисование спичечными коробками | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании | Гуашь, вода, кисть, спичечные коробки | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1 | Подводное царство | Рисование по мокрой бумаге | Познакомить детей с новым способом рисования «по мокрому». Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке. | Белый лист бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6, №3), салфетки. | |
2 | Зимние напевы | Набрызг | Познакомить детей с техникой «набрызг» с использованием зубной щётки. Вызвать у детей эстетические чувства, любовь к природе родной страны. | Лист бумаги с готовым фоном, зубная щетка, гуашь, кисть, салфетки. | |
3 | Плюшевый медвежонок | Рисование поролоном | Познакомить детей с новым способом рисования поролоновой губкой ,позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект . характерную фактурность его внешнего вида ( пушистость, объем) Закрепить умение рисовать крупно, в соответствии с размерами листа. | Лист бумаги, гуашь, 2 кусочка поролоновой губки. тонкая кисть, простой карандаш, стакан с водой. | |
4 | Животные, которых я сам придумал | Кляксография, «знакомая форма — новый образ | Продолжить знакомство с нетрадиционной художественной техникой кляксографией. Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение. | Черная и цветная тушь, листы бумаги , пипетка, гуашь, фломастеры, простой карандаш, восковые мелки. | |
МАРТ | |||||
1 | «Веточка мимозы» | Рисование методом точечного рисунка | Познакомить детей с методом точечного рисунка. Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. | Цветная темная бумага, гуашь, ватные палочки | |
2 | Волшебные цветы | Кляксография с ниточками | Познакомить детей с новой техникой рисования кляксография с ниточками. | Шерстяные нитки, лист бумаги, акварельные краски или гуашь, кисточки, простой карандаш, емкости с водой. | |
3 | Голубь – символ мира | Рисование ладошками, оттиск поролоном | Продолжать знакомить с методом рисования ладошками. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке. | Лист бумаги, гуашь, мисочка, поролон, кисть, салфетки. | |
4 | Пейзаж у озера | Монотипия | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования пейзажа- монотипией. Показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. | Альбомный лист, акварель, кисть . салфетка. | |
АПРЕЛЬ | |||||
1 | Звездное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
| Лист бумаги, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, иллюстрации. | |
2 | Грачи прилетели | Рисование по-мокрому | Продолжать знакомить детей способом рисования «по мокрому».. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.
| Лист бумаги, акварель и гуашь, кисть №6, №3, губка. | |
3 | Как я люблю одуванчики | Оттиск смятой бумаги | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа
| Лист бумаги А4, А6, гуашь, кисть, салфетки, мисочка под гуашь. | |
4 | Бабочка-красавица | Пластилинография | Совершенствовать умения работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами ,создание композиции. | Картон с нарисованным на нем контуром бабочки , пластилин, доска для лепки, влажная салфетка для рук, стека. | |
МАЙ | |||||
1 | «Салют в День Победы» | Рисование методом тычка сухой кистью | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жёсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. | Лист бумаги тонированная в черный цвет, жесткая кисть, тонкая кисть, гуашь. | |
2 | Космический пейзаж | Цветной граттаж | Продолжать знакомство с техникой граттаж Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов . | Альбомный лист с готовой ( цветной ) основой под граттаж, заостренная палочка (или ручка с пером ). | |
3 | «Вот и лето пришло» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Закрепить умение вырезать нарисованные предметы | Лист бумаги , пластиковые стаканчики разных размеров, гуашь, жидкое мыло, трубочки для коктейля, салфетки, вода, кисти | |
4 | Итоговая выставка рисунков |
| Рассматривание с детьми рисунков. Поощрять их за работу в течении года. Выбрать лучшие работы. | Рисунки детей за год. |
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы:
- Г.Н.Давыдова «22 занятия по рисованию дошкольников» Нетрадиционные техники М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2016 г.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М.2007г.
- Смирнова Т. В. Художественно – эстетическое развитие детей 5-6 лет « Занятия пластилинографией »Волгоград Издательство «Учитель» 2015г
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7/2011
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Необитаемая планета"
Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", лепка. Деятельность с ребятами подготовительной группы посвящена знакомству с необитаемой планетой. Ставится...
Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Кошачья планета"
Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", рисование. Деятельность с детьми подготовительной группы направлена на создание образа кота, кошки или котёнка, ко...
В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы
Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. В...
Конспект НОД по образовательной области художественное творчество с детьми средней группы.
Тема: «Подводный мир»Цель: систематизировать знания детей о подводном мире, развивать наблюдательность, фантазию, воображение, развивать умение работать с бросовым материалом.Демонстрационный материал...
Конспект НОД по образовательной области художественное творчество с детьми средней группы.
Тема: «Фонтанчики»Цель: Обогатить знания детей о фонтанах города, познакомить с новым материалом для изображения, развивать воображение, фантазию, учить создавать новый образ бросовым материалом.Демон...
Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Конспект НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет 2018 г.
Сочинение вместе с детьми сказки с использованием предметных картинок. Лепка детьми по сюжету сказки....