Интерпретация диагностики детей подготовительного возраста (ГОШ)
консультация (подготовительная группа)

Афанасьева Светлана Николаевна

Информация предназначена для родителей (и взрослых замещающих родетелей) детей подготовительного возраста.

В тексте представлена краткая интерпретация диагностического материала по ГОШ, а также предложены рекомендации и игры направленные на развитие высших психических функций и качеств готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interpritatsiya_dannyh_-_gosh.docx97.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

(РЕКОМЕНДАЦИИ)

1.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Слабый уровень речевого развития. Свидетельствует о наличии проблем в речевом развитии, причину которых необходимо определить, прежде чем давать какие-либо рекомендации или начинать работу с ребенком.

Наиболее вероятные причины:

  • социально-педагогическая запущенность;
  • ребенок относится к крайним визуалам или кинестетикам;
  • высокий уровень тревожности;
  • ребенок ригидный, с замедленной врабатываемостью;
  • слабая речевая память;
  • наличие ММД (особенно по ригидному или астеничному типу);
  • ребенок с элементами аутизма в поведении;
  • необщительный, замкнутый ребенок.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Доброжелательное общение с ребенком.
  • В работе с социально-педагогически запущенными детьми акцент необходимо делать на разъяснении значения слов, обучении правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Необходимо расширять общую информированность ребенка, но обязательно с использованием наглядно-действенных методов. Чисто словесные рассказы о чем-то, чего ребенок не может увидеть или потрогать руками, обычно воспринимаются им с трудом.
  • Для крайних визуалов и кинестетиков важно озвучивать все свои действия и представления, то есть учиться «переводить» визуально-кинестетические образы на язык слов. Дети должны постоянно подробно проговаривать все, что они делают, объяснять, почему и как они это делают, как можно больше и подробнее рассказывать обо всем, что они видят и чувствуют.

Среднее речевое развитие. Достаточно для обучения по общеобразовательной программе.

Хороший и высокий уровни речевого развития. Однако прежде чем дать благоприятный прогноз, необходимо посмотреть, как развито у ребенка мышление. Опережение в речевом развитии обычно подавляет формирование мышления. Если мышление развито слабо (или соответствует нижней границе нормы), ребенок много говорит, его речь близка к взрослой речи, но при этом он может не иметь никакого представления о предмете рассуждения. Это и есть вербализм в чистом виде. В отличие от детей с хорошей речевой памятью и неразвитым мышлением, дети с хорошим речевым развитием свободно пользуются речью как материалом. Они употребляют не только заученные взрослые фразы, но легко говорят «своими словами», речь их достаточно богата.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Важно, чтобы дома устные уроки они рассказывали полностью и обязательно громко, громко отвечали на вопросы, которые могут им задать в школе. Подготовка к предстоящим школьным урокам (хотя бы первое время) должна быть абсолютной, до мелочей, чтобы в самом процессе урока дети как можно меньше сталкивались с чем-то неожиданным.
  • Если причиной низких результатов в речевых заданиях является медленная врабатываемость ребенка, интенсификация общения иногда может быть и вредна, так как его речевые проблемы обычно имеют коммуникативное происхождение. Пока он ищет, что ответить, складывает фразу и выговаривает её, оказывается слишком поздно - собеседники давно «проехали» тему, поэтому ребенок замыкается и просто перестает отвечать. В совместных играх он участвует, выполняет какие-то действия, но речевая практика у такого ребенка сильно сокращена. В этом случае только развитие мышления, а также расширение общей осведомленности позволят ребенку ускорить процесс формирования речевых ответов.
  • Если отставание в речевом развитии связано со слабой речевой памятью, надо заниматься развитием мышления ребенка и формировать у него произвольную логическую память. Это позволит ребенку осмысленно обрабатывать речевую информацию, а, следовательно, больше запоминать и сознательно обогащать свою речь. Прямая работа с памятью посредством заучивания стихов, слов, фраз пользы не приносит.
  • Если в основе речевого недоразвития лежит ММД, то, в первую очередь, требуется выполнение всех рекомендаций невропатолога. Развивающие занятия не должны утомлять ребенка. Занятия в форме бесед, диалогов, расширяющих кругозор ребенка, лучше всего подходят в данном случае.

ИГРЫ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1. Составление рассказа с использованием определенных слов. Ребёнку предлагают слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка; в) сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

2. Продолжи фразу:

Если я расскажу родителям о своём секрете, то …

Мальчик открыл книгу, для того чтобы…

Девочка звонит маме, потому что …

Если песок мокрый, то…

Мальчик моет руки, потому что…

Если переходить улицу на красный свет, то...

Автобус остановился, потому что…

3. Назови, одним словом:

1) тарелка, стакан, кружка, блюдце;

2) стол, стул, диван, кресло, шкаф;

3) рубашка, платье, юбка, брюки;

4) тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

5) суп, каша, котлета, пюре;

6) береза, липа, ель, сосна, клен;

7)  воробей, голубь, ворона, синица, гусь;

8) карась, щука, окунь, лещ.

4. Игра: «Скажи наоборот»: белый – черный; большой – маленький; быстрый – медленный; веселый – грустный; грязный – чистый; открытый – закрытый; старый – новый; кричать – шептать; ломать – чинить и т.д. подниматься – опускаться; нырять – выныривать; нагревать – охлаждать; рисовать – черкать; пачкать – чистить.

5. Игра «Я знаю ...»: попросите ребёнка назвать 5 имён мальчиков. При этом, называя имена, ребёнок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребёнка: «Я знаю пять имён мальчиков: Саша – раз, Миша – два, Серёжа - три, Алёша – четыре, Денис - пять». Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, города, профессии, фрукты, овощи и т.д.

6. Упражнение «Единственное и множественное число».  Изменить слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол – столы, книга – книги, ручка – ручки. Кот – коты, плот – плоты, беда – беды, мyха – мyхи, мукa – мукa, крот– кроты, дуга – дуги, рука – руки, еда – еда, слива – сливы, грива – гривы, сковородка – сковородки, телевизор – телевизоры, банан – бананы, пол – полы.

2. ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЛИНЕЙНОЕ

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Оно позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.

Слабый уровень! - Значительные нарушения визуального мышления. Можно предположить, что нарушения зрительного анализа имеют органическую или функциональную природу. В данном случае необходимы консультации невропатолога, дефектолога, окулиста.

Слабый уровень - Визуальное мышление ребенка развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.

Средний уровень - Средний уровень развития визуального мышления. Ребенок лучше понимает и усваивает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами еще не умеет.

Хороший и высокий уровни - Визуальное мышление ребенка развито хорошо. Ребенок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении каких-либо трудностей.

2. ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – СТРУКТУРНОЕ (Структурно-динамическое мышление)

Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии.

Слабый уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Визуальное (табличное) представление информации, отражающее закономерности развития, детьми не воспринимается и только осложняет ее понимание. Самостоятельно пользоваться таблицами дети не умеют. Содержание таблицы, изложенное в виде текста, они просто заучивают, также, не воспринимая закономерностей, на основе которых была построена таблица. Их мышление может в целом оставаться статичным (по Ж. Пиаже). Дети обычно не могут выделить принцип, согласно которому изменяется какое-либо явление, не видят закономерного характера изменений.

Средний уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Ребенка можно научить пользоваться таблицами, чертить графики функций. Он в принципе способен все это понять, но ему предстоит большая работа, которая часто приводит только к формированию соответствующих конкретных навыков (без качественного интеллектуального продвижения). У ребенка можно сформировать представление о закономерном характере изменений различных явлений.

Хороший уровень развития структурно-динамического мышления. Структурно-динамическое визуальное мышление «работает» в основном тогда, когда информация представлена наглядно. Использование таблиц способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически.

Высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Операциональные механизмы структурно-динамического визуального мышления могут быть перенесены и использованы в других видах мышления (вербальном, символическом и пр.). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, согласно которому происходят преобразования, может прогнозировать характер изменений объекта еще до того, как они произойдут. Он не только легко воспринимает информацию, представленную в табличном виде, но и сам обычно старается преобразовывать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользоваться координатными осями для нахождения возможных значений изменяемого признака.

3. ПОНЯТИЙНОЕ ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления полученные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

Слабый уровень развития. Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных знаниях. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать полученные знания в своем личном опыте. Если учебная деятельность ребенка пока успешна, то только за счет памяти и усидчивости. Если при этом и понятийное логическое мышление развито слабо, то проблемы могут возникнуть довольно быстро.

Средний уровень развития понятийного интуитивного мышления свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Само по себе мышление не развивается, категория «созревание» к нему не применима. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял заданный материал, но и правильно понимал его.

Хороший и высокий уровни развития понятийного интуитивного мышления. Ребенок способен понимать и вписывать в свой личный опыт полученные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО ИНТУИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Упражнение «Четвертый лишний»:

сапог, ботинок, тапок, кастрюля

яблоко, груша, виноград, огурец

помидор, морковь, машина, картофель

шапка, машина, самолет, поезд

пирамидка – матрешка – портфель – кукла;

сосиски – печенье – тарелка – сыр;

чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

кепка – шапка – шляпа – тапочки;

перчатки – ботинки – сапоги – туфли;

муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

мандарины – бананы – помидоры – лимоны;

машина – троллейбус – самолет – скакалка;

синичка – индюк – гусь – петух;

пенал – тетрадь – карандаш – юла;

сом – щука – жук – окунь;

куртка – полотенце – платье – костюм.

2. Игра «Закончи предложение».

- У птицы есть ... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)

- У рыбы есть…(клюв, карандаши, плавники, хобот, чешуя)

- У человека есть ... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).

3. Пословицы. Ребенок объясняет смысл пословицы.

«Дело мастера боится», «На все руки мастер», «Картошка поспела - берись за дело», « Без труда и в саду нет плода», «Всякий человек у дела познается», «Глаза боятся - руки делают», «Будешь книги читать - будешь все знать», «Хлеб питает тело, а книга питает разум» и т.д.

4. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо – курица – (цыпленок);        

птица – полет – (гнездо);

лес – дерево – (доска);        

воздух – свежесть – (кислород);

дом – город – (улица);        

ночь – луна – (звезды);

река – озеро – (море);

кукуруза – салат – (поп-корн);

шуба – холод – (мороз);        

ребенок – нежность – (радость).

5. Упражнение «Закончи фразу». Закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям: царевна (Несмеяна, Лягушка...);

черный (бумер, квадрат...);

простой (карандаш...);

зубная (паста, боль...);

кожаная (куртка, сумка...);

пахучие (духи, цветы...);

детский (сад...);

губная (помада, гармошка);

золотая (рыбка...);

стиральная (машина...);

оловянный (солдатик...);

лечебная (гимнастика, ромашка...);

столовый (сервиз, прибор...);

накладные (ногти, карманы...);

опасный (прыжок, поворот...).

4.ПОНЯТИЙНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.

Слабый уровень развития. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает.

Средний и высокий уровни развития понятийного логического мышления. Ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.«Сравнение предметов» Предложить пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко. «Ты видел бабочку? А муху?». После этого предложить сравнить каждую пару «Чем похожи муха и бабочка? Чем отличаются? » и так со всеми парами.

Чем похожи по вкусу? цвету? величине? лимон и груша малина и земляника яблоко и слива
смородина и крыжовник. Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

2. Упражнение «Речевые аналогии»

Например: слова «корабль» и «моряк» чем- то связаны между собой. Тебе нужно выбрать подходящее слово к слову «больница», чтобы получилось как «корабль-моряк». Больница - (лекарство, врач, больные, палата).

Шкаф - дверца, а окно - (цветы, рама, термометр, ваза).

Огурец - овощ, а гвоздика - (сорняк, цветок, роса, садик, земля).

Нож - режет, игла - (острая, колет, стальная, тонкая, блестящая).

Врач - больной, учитель - (указка, очки, класс, журнал, ученик).

Темный - светлый, радостный - (печальный, сердитый, весёлый, обиженный, красивый).

Часы - время, градусник - (больной, стекло, кровать, врач, температура).

Человек- квартира, птица - (поёт, птенец, яйцо, гнездо, дерево).

Роза - цветок, бабочка - (полезная, летает, насекомое, красивая, маленькая).

Стул - деревянный, свитер – (пушистый. тёплый, мой, шерстяной, серый).

Школа - учиться, завод - (машина, работать, рабочие, станки, грязь).

Город - дом, лес - (заяц, дерево, мох, волк, деревья) и т.д.

3. «Какая связь между двумя словами «лодка» и «лето»?». (На лодке катаются летом). К слову «коньки» нужно подобрать такое слово, которое также будет относиться к нему; так же, как «лето» относится к слову «лодка». Значит, это будет слово ... «зима». Варианты заданий:

1.  Лошадь-жеребёнок; корова - (телёнок).

2.   Яйцо-скорлупа; картофель - (шелуха).

3.  Ложка-каша: вилки - (мясо).

4.   Ухо - слышать; зубы - (жевать).

5.   Пробка - плавать; камень - (тонуть).

6.  Дерево-сук; рука - (палец).

7.  Дождь - зонтик; мороз - (шуба).

8.  Школа-обучение; больница - (лечение).

9.   Нож-сталь; стол -  (дерево).

10.  Птица-гнездо: человек -  (дом).

11.  Хлеб-пекарь; дом - (строитель).

12.  Пуговица-пальто; ботинок -  (шнурок).

13. Коса-трава; бритва - (волосы).

14.  Нога-сапог; рука - (перчатку).

15.  Вода-жажда; пища -  (голод).

16. Электричество-проволока: пар - (трубы) и т.д.

5.ПОНЯТИЙНОЕ РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сравните результаты уровней развития понятийного речевого и понятийного образного мышления.

Если лучше развито речевое мышление, то ребенок лучше воспринимает и понимает материал на слух, то есть, когда слушает объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь или запутать такого ребенка. Так, родители с техническим образованием и визуальной репрезентативной системой обычно используют чертежи и рисунки, стараясь объяснить что-либо ребенку. При этом словесно они произносят нечто подобное: «Вот смотри, здесь, сюда, так и все видно». Ребенку-аудиалу  (у которого лучше развито понятийно речевое мышление) в таких случаях ничего не видно и ничего не понятно. Он мыслит фразами, а не глазами. Наиболее эффективные для него способы объяснения - это грамотно построенные предложения, последовательные и подробные рассказы.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Как учить ребенка отвлекаться от «внешних» признаков и искать основные, существенные свойства предметов? Например, рассмотрите с ребенком яблоко. Оно может быть зеленым, желтым, красным, значит, цвет яблока может меняться, поэтому этот признак не является основным, существенным. Яблоко может быть кислым, сладким, кисло-сладким, «картофельным», то есть разным по вкусу. Следовательно, и это признак не будет существенным. Яблоки бывают разными по форме и размеру, значит, и эти признаки не будут основными. Всегда неизменным остается только один признак, который мы не видим, но мы его знаем: яблоко является фруктом. Точно так же у каждого предмета и явления существует много признаков, которые мы видим и которые могут меняться - это не существенные признаки, и один - невидимый, но главный, существенный, его можно и нужно знать.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ

1.Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река, салют, облака, котенок, радуга и др. слова.

2.Угадай предмет или явление. Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).

3. Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо придумать, как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся);

«автобус», «поезд» (транспортные средства);

«штопор» (важные детали вращаются) и другие.

6.ПОНЯТИЙНОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сравните результаты уровней развития понятийного речевого и понятийного образного мышления.

Если у ребенка лучше развито образное мышление, а речевое мышление развито слабо, то подробные рассказы оказываются бесполезными. Ребенку важно это увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показывают, как надо действовать, и мало говорят. Такие дети не всегда понимают на уроке, если учитель в большей степени использует словесные объяснения (больше рассказывает), но легко соображают дома, когда родители показывают им то, что учитель пытался объяснить словами. Однако понимание со слуха абсолютно необходимо при обучении в школе. И его можно и нужно развивать.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Ребенок должен проговаривать вслух все свои действия, объясняя, почему он делает именно так, а не иначе.

Ребенок должен осознавать и объяснять, почему он использует это правило, выбирает такой способ решения, а не действовать спонтанно привычным для него способом.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Игра «Собери по схеме». Материалом для игры служит строительный конструктор. Ребёнку показывают схематическое изображение конструкции, а он собирают её из конструктора.

2. Игра «Головоломка с палочками».  Ребёнку предлагается в сложенном схематически из палочек домике переместить одну спичку так, чтобы «повернуть» дом в другую сторону. Затем можно предложить усложнение головоломки, при котором он должен будет совершать все действия в уме, преобразовывать предмет мысленно.

7.АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Задания на абстрактное мышление решаются посредством выделения различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) и оперирования ими.

РЕКОМЕНДАЦИИ: 

  • Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой. При обучении по программам В.В.Давыдова или Л.Г.Петерсон развитие абстрактного мышления происходит как бы само собой. При обучении по другим программам абстрактное мышление может и не сформироваться, а, следовательно, и понятийное может остаться не вполне полноценным.
  • Развитию абстрактного мышления способствует обучение устному счету. При этом процесс обучения не следует форсировать. Если ребенок не может производить счетные операции в уме, не надо от него это требовать. Пусть сначала считает на пальцах, потом - с помощью палочек или любых других предметов, далее - с опорой на зрительное представление примера, который ему надо решить в уме. Но конечной целью должен быть автономный, свободный счет в уме, сначала только с переходом на второй десяток, а потом - в пределах сотни. Ребенок должен со слуха воспринимать задание, выполнять его в уме и говорить только ответ. Если ребенок сразу произносит ответ, как будто он его видит или знает, можно заключить, что база для развития абстрактного мышления у него сформировалась. Способность быстро считать в уме свидетельствует о том, что у ребенка сложилось внутреннее представительство числового поля (отображение структуры множества натуральных чисел). После этого ребенок сможет легко усвоить таблицу умножения, потому что ему не придется ее заучивать. Он сможет использовать принцип, по которому она построена, так как структура поля натуральных чисел имманентно содержит в себе и позволяет легко производить не только операции сложения и вычитания, но и операции умножения и деления.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

1.Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания. 

- Карандаш  карандашик? Какое слово короче? Почему?

- Кот и кит? Какое больше? Почему?

- Удав и червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост и хвостик? Какое короче? Почему? »

2. Взрослый: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов нужно выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Например, сад... Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?»

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается.

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

ж) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

з) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

3. «Нитка и клубок». Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам их измерит, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Уточните теперь: какая из ниток длиннее? Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите: почему он так думает, что произошло с длинной ниткой в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной? Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Какая из полосок длиннее? Можно показать два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды. Затем перелить воду из одного стакана в другой, более узкий и высокий. Где воды стало больше? Например: цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее - 1 кг железа или 1 кг ваты?

8.СКОРОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Скорость или быстрота обработки информации - это один важнейших компонентов когнитивного процесса, ключевой элемент для процессов обучения и успеваемости, интеллектуального развития, мышления и получения опыта.

Скорость познавательной (когнитивной) обработки информации - это когнитивная способность, которая может быть определена как время, необходимое человеку для решения умственной задачи. Этот навык связан со скоростью, с которой человек улавливает информацию и реагирует на неё, как с помощью зрения (через буквы и цифры), так и с помощью слуха (речь) или движения. Т.е. скорость обработки информации - это время между получением стимула и ответом на него.

Медленная скорость обработки информации не означает, что человек менее умный. Это означает, что ему нужно больше времени для выполнения определённых задач, например, чтения, математических вычислений, прослушивания и записи информации, для поддержания разговора. Это также может отражаться на исполнительных способностях, поэтому человеку с низкой скоростью обработки информации будет труднее (или это займёт больше времени) планировать, ставить цели, принимать решения, начинать новые дела, поддерживать внимание и т.д.

Скорость обработки информации подразумевает способность свободно выполнять лёгкие или знакомые задания. Это относится к способности обрабатывать информацию автоматически, т.е. быстро, не думая. Чем выше скорость обработки информации, тем лучше мы проявляем себя в процессах мышления и обучения.

9.ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Внимательность – это не только физическое состояние, но и психологическое. Она связана с нашим умением концентрироваться на задаче и не отвлекаться на внешние факторы.

Один из главных психологических аспектов внимательности – это умение сосредотачиваться на задаче. Это помогает лучше понять ее и решить более эффективно.

Кроме того, внимательность связана с умением контролировать свои мысли и эмоции. Когда мы не можем контролировать свои мысли, они начинают управлять нами и приводить к негативным последствиям. Например, мы можем начать думать о прошлом или будущем, вместо того чтобы сосредоточиться на текущей задаче.

Наконец, внимательность связана со способностью к саморегуляции. Когда мы умеем контролировать свои мысли и эмоции, мы можем лучше управлять своим поведением и достигать поставленных целей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

1.Дайте ребёнку  лист бумаги, цветные карандаши и пусть нарисует в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял.

2. Игра «Найди слова». На листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, «спрятавшееся» в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

3. Игра «Перепутанные линии». Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.

4. «Где чей домик?» На рисунке изображено 5-7 разных животных, соединенных запутанными линиями с таким же количеством домиков. Предложите ребенку определить, кто в какой домик спешит. Для этого ему нужно будет следовать по линии взглядом. Если такое задание пока еще сложно для ребенка, он может воспользоваться карандашом.

5. «Где игрушка?» «Зайчик очень любит прятаться и хочет, чтобы ты его поискал. Надо закрыть глазки, и ждать, пока я скажу «Ищи». Игрушка прячется на видное место.

 6. «Дни недели». Можно играть с несколькими детьми. Взрослый называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной, никаких движений быть не должно. Взрослый в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

7. Предлагаются бланки с изображениями, расположенных по несколько в каждом ряду. Вариант задания: подчеркни, сосчитай и т.д.

8. Взрослый называет слова, а ребенок должен отреагировать на некоторые из них. Например, он хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное. Варианты  слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.

10.ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.

Зрительно-моторная координация, также известная, как координация в системе «глаз-рука», визомоторная или глазо-ручная координация – это способность, с помощью которой мы можем одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий.

 Зрительно-моторная координация – это согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки (умение воспроизвести рисунок-образец).

Высокий уровень развития зрительно-моторной координации. Такой уровень среди дошкольников встречается исключительно редко.

Зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу.  Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.

Средний уровень развития зрительно-моторной координации. У всех рисунков есть общее сходство с образцами.

Зрительно-моторная координация развита слабо. Рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьезный дефект изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графических навыков ребенка.

Слабый уровень. Значительные нарушения зрительно-моторной координации. Рисунки грубо не соответствуют образцам.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • При слабом развитии зрительно-моторной координации! обязательно требуется консультация невропатолога.
  • Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами. При наличии органических поражений и функциональных нарушений в работе мозга необходимы, в первую очередь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.
  • У детей с нарушенной зрительно-моторной координацией обучение письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать специальные имеющиеся в продаже таблицы с выдавленными буквами и словами. Ребенок должен водить ручкой по этим углублениям, таким образом, осваивая написание букв.
  • При менее выраженных нарушениях дети могут обводить образцы букв и слов через кальку.
  • Можно обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).
  • Строить и конструировать по чертежам, выкладывать мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывать изображение различных предметов или целые картины.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

1. Пальчиковые игры.

2. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка.

5. Конструирование и работа с мозаикой.

6. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

7. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

8. Продолжение рисунков (по клеточкам).

9. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

10. Графические диктанты.

11.КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

Кратковременная речевая память - способность запоминать информацию, особенно эффективно, когда она представлена в устной форме. Этот тип памяти позволяет лучше усваивать материал, который был озвучен или прочитан вслух.

Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти может быть обусловлен следующими причинами: 1. Функциональными нарушениями в работе мозга (ММД).

2.Слабым речевым развитием, небольшим словарным запасом, связанными с низким уровнем общей культуры и социально-педагогической запущенностью.

3.Абсолютным доминированием кинестетической или визуальной репрезентативных систем.

4.Высоким уровнем личностной тревожности.

5.Сочетанием общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью.

Если у ребенка ослаблена кратковременная речевая память, не рекомендуется заниматься с ним, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек. Ни к какому улучшению речевой памяти не приведет и общая развивающая работа с другими видами памяти (по типу и модальности). Необходимо работать с причиной и заниматься тем, что дает максимальный развивающий результат.

РЕКОМЕНДАЦИИ: 

  • Полезно заниматься развитием произвольной речи.
  • Обогащение словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов: памяти, восприятия, мышления.
  • Детям с ослабленной памятью рекомендуется предварительно рассказывать содержание темы недели в детском саду или уроков в школе. Если материал частично (или хотя бы в общем виде) знаком ребенку, включается процесс узнавания, который компенсирует недостатки памяти и облегчает понимание.
  • Визуалов и кинестетиков особенно важно учить проговаривать все, что они видят и делают. У визуалов обычно хорошо развита зрительная память, которая помогает компенсировать недостатки речевой памяти, если используется наглядное представление информации. Кинестетики оказываются в более сложном положении, и им недостаточно только проговаривать все, что они делают. С ними нужно буквально заучивать слова, фразы, речевые обороты для того, чтобы в дальнейшем они могли их использовать. Этим детям также полезны занятия с логопедом.
  • Если память функционирует не в полную силу из-за несформированности учебной мотивации, беспечности, инфантилизма, доминирования игровых установок, ни в коем случае нельзя резко ограничивать игры ребенка и в жесткой форме заставлять его учиться. Таким образом, можно сформировать только отрицательную установку по отношению к школе. Пока игровая деятельность остается для ребенка наиболее эмоционально-значимой, ее не только нельзя ограничивать, а напротив, можно использовать. Родители могут предложить ребенку играть в «школу» со своими куклами и «зверями», при этом им важно самим активно подключаться к этой игре, чтобы она способствовала усвоению определенных знаний.
  • Не давайте ребенку буквально пересказывать прочитанный (вами или им) материал. Просите его отвечать на вопросы не последовательно по тексту, а в разбивку. Обучайте ребенка формулировать основной смысл целого отрывка одним предложением, передавать смысл предложения, заменяя при этом все слова. Приучайте его сначала осмысливать, а уже потом запоминать информацию: если ребенок изначально настроен на запоминание, старается сразу заучить информацию, то мышление остается не востребованным.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

1.Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

2. Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец. Спрашивают у ребенка, какие слова он помнит.

3. С установкой на запоминание детям предлагаются следующие слова: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка. 

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Детям предлагают ответить на вопросы: «Что общего у этих слов? Чем они похожи?»

Задание 3. Придумать слова, которые начинаются с буквы с.

12.КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Кратковременная зрительная память (КЗП) определяется как способность сохранять в памяти небольшое количество визуальной информации (буквы, цифры, цвета ...) в течение короткого периода времени. Этот тип памяти является частью кратковременной памяти (КП). Информация, которую хранит кратковременная зрительная память, может быть результатом процессов рабочей памяти, может перейти в хранилище долговременной памяти, или просто забывается со временем.

Слабый уровень – Зрительная память практически не развита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятие и запоминание информации.

Средний уровень развития зрительной памяти. Зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.

Хороший и высокий уровни развития зрительной памяти. Можно говорить о наличии структурной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития.

РЕКОМЕНДАЦИИ: 

  • Детей надо приучать к самоконтролю: просить их проверять правильность выполнения заданий, когда они заявляют, что все уже выучили, и кратко воспроизводят общий смысл заученного, так как они вполне могут упустить важные детали (и не только детали). Детей надо просить рассказывать выученный материал полностью, нельзя, чтобы они ограничивались коротким изложением того, о чем, в целом, идет речь.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

1.Игра: расставьте на столе 10 игрушек, предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно убрать 1-2 игрушки, и после этого предлагаете расставить все, как было раньше.

2. «Выполни движения»

Детям, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны.

Комплекс 1  (И. п. - основная стойка)

1) руки вверх;

2) хлопок над головой;

3) руки в стороны;

4) руки к плечам;

5) руки вниз.

Комплекс 2

1) руки на пояс;

2) наклон влево;

3) исходное положение;

4) наклон вправо;

5) исходное положение.

Комплекс 3

1) голову повернуть налево;

2) голову повернуть направо;

3) голову держать прямо;

4) голову опустить вниз.

Комплекс 4

1) руки вперед;

2) присесть;

3) исходное положение;

4) голову повернуть направо;

5) голову повернуть налево;

6) голова прямо.

Варианты:

1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.

2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, как они выполняются.

3. «Нарисуй фигуру»

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

4. Узнавание силуэтных изображений. Какие предметы изображены.

5. Картинки с интернета. Определи, что неправильно нарисовал художник.

13.ТРЕВОЖНОСТЬ

Тревога - фундаментальная эмоциональная реакция человека, субъективно характеризующаяся ощущением внутреннего напряжения.

В норме тревога является ситуативной реакцией организма, мобилизующей его физиологические ресурсы и обеспечивающей готовность к возможным «неприятностям». Если человек сталкивается с целой серией неопределенных ситуаций, то реакция тревоги становится затяжной и может перейти в состояние тревожности». Такое состояние бывает характерно, например, для периода адаптации.

Тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора. Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости организма, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности в себе. При определенном стечении обстоятельств, тревожность может стать привычным состоянием, сопутствующим любой деятельности, то есть перейти в разряд личностных свойств.

Дети с пониженной тревожностью (слабый уровень), которые часто не замечают фрустрирующих воздействий. Поэтому у них отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный и энергичный взрослый способен действовать экспромтом и не нуждается в подготовительной мобилизации. Дети в этом нуждаются всегда.

Дети с пониженной тревожностью - это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не замечающие изменения ситуации и поэтому отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказываются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя, в целом, могут быть далеко не медлительными. Даже при общей доброжелательности они достаточно часто ссорятся со своими товарищами. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на ошибках и повторяют действия, которые уже приводили к конфликтам и неприятностям.

При пониженной тревожности может иметь место, сформировавшаяся психологическая защита. Защитный способ поведения чувствительных и впечатлительных детей может проявляться в вытеснении неприятных, травмирующих переживаний. Первая реакция на замечание или выговор у таких детей может быть острой (побледнение, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быстро, и дети продолжают делать то, за что буквально несколько минут назад получили выговор. Дети как бы отгораживаются от неприятностей, перестают о них думать, неприятности перестают для них существовать. Это особенно раздражает взрослых, которые часто не успокаиваются до тех пор, пока не смогут прекратить не устраивающую их активность ребенка, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия воспроизводится постоянно, то есть с каждым разом взрослым приходится тратить все больше усилий для того, чтобы «остановить» ребенка. Очевидно, что в данном случае надо остановиться самим взрослым, иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же и эта психологическая защита не выдержит, описанная форма «общения» приведет к неврозу. Защитная беспечность часто развивается у впечатлительных мальчиков, которых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины.

Средний уровень тревожности. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально-дестабилизирующего фактора. В этом случае дополнительный качественный анализ ответов не производится.

Повышенная тревожность. Свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

Высокая тревожность. Свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

РЕКОМЕНДАЦИИ: В отношениях с такими детьми родителям и педагогам потребуются терпение и последовательность в осуществлении контроля в проведении своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко. Ребенок сможет перестроиться только по мере привыкания к тому, что выполнять требования взрослых надо обязательно. Установка реагировать на требования окружающих - это первый шаг в развитии самоконтроля и самокорректировки действий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ругая и не читая нотации) причины ссор и конфликтов, которых могло и не быть, если бы ребенок принимал во внимание настроение и желания партнера. Это будет способствовать преодолению его крайнего эгоцентризма. Таких детей можно включать в тренинговые группы, направленные на развитие навыков общения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут большого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследовательны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ребенком.

Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД, то в первую очередь необходима консультация с невропатологом. Как показали последние исследования, проведенные в Институте мозга человека (лаборатория Ю. Д. Кропотова), при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики предупредительное реагирование ребенка оказывается вообще невозможным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ребенка исключительно трудно.

14.ЭНЕРГИЯ

Слабый уровень - Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Может быть объяснима врожденной особенностью, темпераментом. Важно учитывать, что нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

Средний уровень - Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

Хороший уровень - Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

Высокий уровень - Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять занятиям и меньше - отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и падение энергии приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Качественный отдых: снижение нагрузок
  • Сон в одно и то же время (высыпаться). 
  • Кушать здоровую богатую: витаминами, белками, жирами и сложными углеводами пищу.
  • Регулярные в радость занятия спортом (бассейн, прогулки и др).
  • Минимизировать сахар (по возможности совсем убрать).

15.НАСТРОЕНИЕ

Настроение – достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Улыбка – знак хорошего настроения. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций. Настроение влияет на то, как ребёнок воспринимает других людей, оценивает их (и свою собственную) деятельность, как трактует различные события.

Слабый уровень – Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить.

Также плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

Средний уровень – Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает, в целом, нормально.

Хороший уровень – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Если плохое настроение связано с ситуацией. Попробуйте помочь ребёнку переосмыслить ситуацию, которая вызвала плохое настроение с другой точки зрения: более реалистичной, оптимистичной, гибкой. Это поможет ему изменить свое отношение к ситуации, вслед за этим улучшится и его настрой. 
  • Обратите внимание ребёнка, что он может заниматься тем, что у него вызывает положительные эмоции: заняться любимым делом, пообщаться с близкими друзьями, поиграть с домашним животным, послушать музыку, почитать книгу и т.д. Это поможет на время ему отдохнуть, отвлечься от проблем и поднять настроение.
  • Сон в одно и то же время (высыпаться). 
  • Кушать здоровую богатую витаминами, белками, жирами и сложными углеводами пищу.
  • Регулярные занятия спортом (бассейн, прогулки).
  • Минимизировать сахар (по возможности совсем убрать).

16. ММД – МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Функциональные отклонения в мозговой деятельности (ММД - минимальная мозговая дисфункция) - это легкие, обычно бесследно проходящие к подростковому возрасту нарушения в работе мозга. Однако пока они не компенсированы, они приводят к слабости оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения ребенка и может приводить к торможению развития.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Необходима консультация невропатолога.
  • Для детей с ММД необходимо четкое расписание дня, чтобы привычные действия стали для него сигналом и помогли синхронизировать деятельность нервной системы.
  • Сон в одно и то же время (высыпаться). 
  • Полноценный дневной отдых, крайне необходимый для ослабленной нервной системы.
  • Физические нагрузки и сокращение времени пребывания у телевизора,  компьютера, телефона, планшета.
  • Развитие мелкой и крупной моторики: чаще собирать лего, пазлы, играть с ребенком в настольные игры.
  •  Предсказуемость в действиях. Ребенка необходимо предупреждать заранее обо всех возможных переменах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детей подготовительной к школе группы по патриотическому воспитанию.

Критерии диагностики по программе дополнительного образования "Русская сторонушка"....

Материал для педагогической диагностики детей подготовительной группы

Уважаемые коллеги !Данный материал составлен  мною в результате необходимости  мониторинга  детей подготовительной группы.  Так как существующие методики  диагностики яв...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА детей подготовительной группы «Звёздочки» (индивидуальные карты развития детей) 2019-2020 учебный год.

                 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАдетей подготовительной группы «Звёздочки» (индивидуальные карты развития детей)2019-2020...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей подготовительной группы №4 «Солнышко»

Аналитьическая справка по результатам педагогической диагностики детей подготовительной группы №4 "Солнышко"...

Психологическая диагностика детей подготовительной группы

Психологическая диагностика — одно из важных направлений работы практического психолога. Она даёт возможность собрать информацию об индивидуальных особенностях развития ребёнка, отследить динами...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...