Мастер-класс для родителей «Что такое дизартрия. Артикуляционная гимнастика: классическая и нетрадиционная».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Иногда очень сложно родителям понять структуру и специфику нарушения речи, обусловленную дизартрией. В данном мастер-классе расказывается об особенностях ребенка с таким диагнозом. А чтобы домашняя работа не была скучной дается разнообразие артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dlya_roditeley_srednyaya_gruppa_okt.2024.docx | 497.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Что такое дизартрия. Артикуляционная гимнастика: классическая и нетрадиционная».
Учитель-логопед: Фомина В. В.
Материал: тетрадь для выполнения рекомендаций учителя-логопеда, игротека для родителей, «Артикуляционная гимнастика»; буклеты «Сладкая артикуляционная гимнастика», «Игры и упражнения с ортодонтическими резинками», «Артикуляционная гимнастика с гигиенической палочкой», «Гастрономическая гимнастика», «Игры для губ, языка и челюстей с деревянным шпателем», «Игры с бусиной»; интернет-ресурсы «гимнастика с логокотом, привидением Бу и др.; игра «Рыбалка», бусины на леске, деревянные шпателя, веселая музыка, конфеты типа чупа-чупс, сушки, соломки, ортодонтические резинки, вестибулярная пластинка с бусиной.
Школа для родителей
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущий дефект - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер.
Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук.
Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.
Мелкая моторика рук:
Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.
На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Задерживается развитие готовности руки к письму. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.
Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы: «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и другие упражнения пальчиковой гимнастики.
Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками - плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв.
Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся.
Нарушение акта приема пищи.
Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи (особенно мяса), откусывания; поперхивание, захлебывание при глотании. Нарушение координации между дыханием и глотанием. Затруднение питья из чашки.
Как правило дети с дизартрией едят очень медленно. Глотают крупные не пережёванные куски пищи. Отказываются от твёрдой пищи.
Поэтому с такими детьми нужно быть очень терпеливым.
Выводы:
ДИЗАРТРИЯ – это тяжелый и серьезный дефект речи. Исправляется только занятиями логопеда с постоянным медикаментозным сопровождением, наблюдением невролога, выполнением рекомендаций родителями и воспитателями.
Успехом при коррекции дизартрии является:
Раннее выявление (направление к логопеду, к неврологу)
Ежедневные занятия по развитию артикуляционной и мимической, мелкой и общей моторики, развитию диафрагмального и речевого дыхания и т.д. (с логопедом и воспитателями в детском саду, с родителями дома)
Медикаментозное сопровождение (назначенное неврологом) Наблюдение невролога.
Правильное питание (важно, что бы дети жевали твердую пищу: морковь, говядина, твердые яблоки, груши и др.)
- Мастер-класса «Артикуляционная гимнастика». Правила: делаем все упражнения с усилием, 2-8раз, если язык или губы посинели, ничего страшного – это они устали, значит меняем упражнения.
- Разбор упражнений «Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Дудочка», «Заборчик», «Рупор», «Лошадка»
- Гимнастика под музыку
- Гимнастика с элементами биоэнергопластики
- Гимнастика с ИКТ
- Артикуляционные сказки
- игра «Рыбалка»
- Сладкая артикуляционная гимнастика
- Гастрономическая артикуляционная гимнастика
Все эти гимнастики можно посмотреть в моем профили на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/user/1111072
3. Массаж языка зубной щеткой
4. Игры с бусиной и деревянным шпателем
5. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда дома:
- Тетрадь приносим в понедельник, вторник, забираем домой четверг, пятница.
- Занимаемся с ребенком каждый день вечером с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье несколько раз в день
- ХВАЛИТЕ ребенка за положительный результат, старание, усилие, усидчивость и просто так
- Проявляйте интерес и заинтересованность в выполнении рекомендаций, так как правило: Если нравиться взрослому, то и нравится ребенку.
- Старайтесь все рекомендации выполнять в игровой форме
- Организуйте дома уголок логопеда, где необходим: стол и стульчик в соответствии с ростом ребенка, хорошее освещение (настольная лампа), зеркало. Приучайте ребенка к ежедневным занятиям в этом уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей"Формирование правильного звукопроизношения средством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Значение артикуляционной гимнастики для работы по развитию речи».
Мастер-класс для педагогов ДОУна тему: «Значение артикуляционной гимнастики для работы по развитию речи»....
Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОУ. Тема: «Артикуляционная гимнастика».
Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе; познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на артикуляционный аппарат д...
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....