Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
план-конспект занятия по логопедии на тему
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klass_po_razvitiyu_artikulyatsii.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 28 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Мастер-класс для родителей
«Обучение родителей приёмам
артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №28»
Кургушова Е.А.
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости развития моторики артикуляционного аппарата;
- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи традиционных упражнений и нетрадиционных;
- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
- расширять уровень включенности родителей в работу с детьми.
Оборудование: индивидуальные зеркала, бусина 2-3 см, чайная ложка, список артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации.
Значимость развития артикуляционной моторики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие). Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Знакомство родителей с органами артикуляции и традиционными упражнениями развития моторики речевого аппарата
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.
Игра «Сказочка-указочка»
(Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.)
Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .
«Слоник»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт до 5-10.
«Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
« Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Маляр»
Напряженный широкий язык упирается в альвеолы, рот широко открыт, продвигать язык по небу вперед – назад 3 – 4 раза, челюсть неподвижна – держим рукой.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Грибок»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Колокольчик»
Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке, широкий язык на альвеолах,
произносим «дн – дн – дн».
Нетрадиционные упражнения для совершенствования
артикуляционной моторики.
(Автор данной методики Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей и можно использовать дома.
Упражнения с шариком.
Диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой.
1. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик видно, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезают, движения становятся непринужденными и координированными.
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Для этого нужно проявить фантазию и превратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру.
Можно использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе и сделает занятия интереснее, веселее.
Это:
1. Костыгина В. Н. «Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Издательство: Карапуз, год издания: 2003.
2. Костыгина В. Н.«Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)». Издательство: Карапуз, год издания: 2007.
3. Новиковская О. «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития
речи (4-7лет)».
4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука от А до Я».
5. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство Гном.
Список использованной литературы:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2006 – 64с.
2. Буденная Т. В., Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008. – 64с. +вкл. 8с .
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.;Литера, 2012. – 64с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда».)
4. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПБ: Корона-Принт, 2007. – 80с. – ил.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003. – ил.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном и Д, 2008. – 16с. 7. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - М.: Карапуз, 2005.- 16с.: ил.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64с. – ил.
9. Логопедия/ Под.ред. Л.С. Волковой. – М.:1989
10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.
11.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.
12. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами.
Консультация для родителей....
Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"
quot;Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"...
Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"
Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить...
Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;- улучшить подвижность артикуляционных органов;укрепит м...
Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцир...
Консультация для родителей «Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами»
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;- улучшить подвижность артикуляционных органов;укрепит м...
Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями традиционной артикуляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....