РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду.
Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. Можно понять гордость родителей, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день – основная для большинства родителей. Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской психологии также обеспокоены вопросом, как подготовить ребенка к школе, чтобы он был способен справляться с возрастающей школьной нагрузкой, и в то же время не нарушить закономерный процесс психофизиологического развития дошкольника. Причины неподготовленности к обучению можно условно разделить: органические и воспитательные. Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующей ситуации приводят к снижению уровня развития ребенка и неподготовленности к обучению. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда используются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие гимназии», в которых родители пытаются научить своих детей читать, писать, решать задачи и примеры по математике, перегружают детей различными секциями и кружками. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Но умение ребенка читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. Приходит ребенок в первый класс, он уже неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире. Но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый, более сложный материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить. Почему это происходит? Причиной того, что ребенок не привык стараться ,слушать указания взрослых и следовать им, является отсутствие у него привычки к волевому усилию. Учеба в школе нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Поэтому важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой готовности ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и другие. Первостепенная роль в развитии этих качеств отводится семье, родителям. Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные, доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности. Дети могут без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняют указания учителя. На уровень школьного обучения влияет и самостоятельность ребенка. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное детское «Я сам!» – условие успешного обучения ребенка в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьезные нервно-психические и физические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого мешает ему войти в общий ритм работы класса, делает его беспомощным при выполнении заданий учителя. Семье отводится основная роль в воспитании этого качества. Самостоятельность у будущих школьников это не только самообслуживание. Самостоятельный ребенок находит себе полезные дела, выполняет их, даже при отсутствии контроля и помощи со стороны взрослого, и получает от этого моральное удовлетворение. Научить ребенка доводить дело до конца и преодолевать трудности – еще одна из важных задач, стоящая перед родителями. Главное в решении этой задачи – создание соответствующих условий и серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам его деятельности. Если ребёнок видит такое отношение родителей к его деятельности, то он и сам с ответственностью относится к ней. Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Готовить ребенка к школе – это не только обеспечить количество определенных представлений и сформировать качественные мыслительные способности. Главное, на современном этапе развития общества, научить детей учиться, «добывать знания»,
т.е. сформировать в нем интерес и потребность к самостоятельному познанию нового, трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям в самостоятельном открытии новых для себя знаний. Семья в этом вопросе обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. «Источник желания учиться – в самом характере детского ума, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» (В.А Сухомлинский).
Добиться эффективных результатов в воспитании этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Поступление в школу – это вхождение ребенка в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных
и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Жизнь детей
в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Список литературы:
1. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. –
128 с.
2. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.
В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. - 188 с.
3. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников:
Кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск:__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Роль семьи в нравственно-волевой подготовке детей к школе
Консультация для родителей подготовительной группы, раксрывающая один из важнейших компонентов готовности к школе - эмоционально-волевую сферу....
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
Роль семьи в нравственно-волевой подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей....