Использование народных игр в музыкальном воспитании детей.
консультация

Постригань Мария Викторовна
Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование народных игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Слайд 1

Добрый день уважаемые коллеги.

Начиная свой доклад на данную тему, обращаюсь к словам Константина Дмитриевича Ушинского

Слайд

Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Слайд

Вот уже несколько лет многие педагоги и специалисты обращают внимание на то, что современное поколение не знает, забывает традиции и историю своего народа. Это поддерживается тем, что современные родители считают народную культуру эпохой прошлого времени.

Одной из самых доступных и интересных форм приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, является игра.

Для подачи информации о народной культуре прошлых лет отдаю тем средствам, при помощи которых ребенок в игровой форме получит информацию о жизни и быте в старину. Игровая форма также поможет развитию детской инициативы и самовыражению личности.

Слайд

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе так же внимание уделяется игре.

Слайд

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В играх отражается любовь народа к веселью, раздолью, сноровке и удальству.

Слайд

В традиционной народной культуре игры естественно бытовали в детской среде и передавались от одного поколения к другому, в наше время задача возрождения народной игры ложится на плечи педагогов основного и дополнительного образования, владеющих навыками воспроизводства и передачи народного игрового репертуара.

Народные подвижные игры — это прекрасная возможность естественным путем, в привычных для ребенка условиях выработать навыки произвольного поведения, а также повысить двигательную активность.

Слайд

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием принимают в них самое активное участие. Понятие "игры" в русской народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье. В нынешнее время детские игры более многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём.

Слайд

Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.

Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д.Покровский, который разделил игры на:

- жребий и наказание;

- игры с игрушками;

- игры с движениями;

- игры хороводные;

- игры с веревочкой;

- зимние игры;

- домашние игры.

На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

Слайд

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Слайд

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К ним относятся игры «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.

Слайд

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее: при помощи игр дети знакомятся с окружающей природой. Это игры:  «Ручьи-озера», «Лягушки-цапли»,«У медведя во бору», «Заинька», , «Земля – вода – небо», и др.

Слайд

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Каравай», «Клубочек»,  «Мельница» и др.)

Слайд

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Слайд

 C элементами театрализованных действий– это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого. Ребята представляют себя героями сказок к примеру «Колобок»

Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны, что помогает эффективно решать проблемы речевого развития детей, способствует качественному воспитанию вокально-хоровых навыков: интонации, ритма, звукообразования. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Независимо от вида народных игр, их можно использовать на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.

Слайд

Разнообразие игр по содержанию и организации детей чаще подбираются с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными задачами:

Все свои  жизненные  впечатления  и переживаниям малыши   отражают   в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых  ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

 В ходе игры я определяются и задачи педагога:

Слайд

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Подготовка (изготовление) атрибутов и инвентаря для игр- так же важна и требует времени.

Слайд

После проведения игры следует перейти к  обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих действий поступков, вызывает более сознательное отношение к подготовке и выполнению правил игры и движений.

Слайд

Для себя как хочется  выделить и подчеркнуть три пункта.

  • В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности.
  • Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений.
  • Игра является потребностью растущего организма.

Подводя итоги моего доклада хочется сказать .Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них.

Слайд

- «Ниточка-иголочка»

Слайд

- «Каравай»,  

- «Лягушки и цапли»,

Спасибо за внимание.

Показ набора детских костюмов используемых для игр с элементами театрализации сказка «Колобок»

«Огородник»

В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают

колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за

кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом

приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и

унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся

«огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех

наберет колышков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.

Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.       За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошколь...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...

Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)

Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...

«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова

laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...