Использование народных игр в музыкальном воспитании детей.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_narodnyh_igr_v_muzykalnom_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование народных игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги.
Начиная свой доклад на данную тему, обращаюсь к словам Константина Дмитриевича Ушинского
Слайд
Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Слайд
Вот уже несколько лет многие педагоги и специалисты обращают внимание на то, что современное поколение не знает, забывает традиции и историю своего народа. Это поддерживается тем, что современные родители считают народную культуру эпохой прошлого времени.
Одной из самых доступных и интересных форм приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, является игра.
Для подачи информации о народной культуре прошлых лет отдаю тем средствам, при помощи которых ребенок в игровой форме получит информацию о жизни и быте в старину. Игровая форма также поможет развитию детской инициативы и самовыражению личности.
Слайд
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе так же внимание уделяется игре.
Слайд
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В играх отражается любовь народа к веселью, раздолью, сноровке и удальству.
Слайд
В традиционной народной культуре игры естественно бытовали в детской среде и передавались от одного поколения к другому, в наше время задача возрождения народной игры ложится на плечи педагогов основного и дополнительного образования, владеющих навыками воспроизводства и передачи народного игрового репертуара.
Народные подвижные игры — это прекрасная возможность естественным путем, в привычных для ребенка условиях выработать навыки произвольного поведения, а также повысить двигательную активность.
Слайд
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием принимают в них самое активное участие. Понятие "игры" в русской народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье. В нынешнее время детские игры более многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём.
Слайд
Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.
Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д.Покровский, который разделил игры на:
- жребий и наказание;
- игры с игрушками;
- игры с движениями;
- игры хороводные;
- игры с веревочкой;
- зимние игры;
- домашние игры.
На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
Слайд
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Слайд
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К ним относятся игры «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.
Слайд
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее: при помощи игр дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Ручьи-озера», «Лягушки-цапли»,«У медведя во бору», «Заинька», , «Земля – вода – небо», и др.
Слайд
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Каравай», «Клубочек», «Мельница» и др.)
Слайд
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Слайд
C элементами театрализованных действий– это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого. Ребята представляют себя героями сказок к примеру «Колобок»
Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны, что помогает эффективно решать проблемы речевого развития детей, способствует качественному воспитанию вокально-хоровых навыков: интонации, ритма, звукообразования. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Независимо от вида народных игр, их можно использовать на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.
Слайд
Разнообразие игр по содержанию и организации детей чаще подбираются с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными задачами:
Все свои жизненные впечатления и переживаниям малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.
Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В ходе игры я определяются и задачи педагога:
Слайд
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Подготовка (изготовление) атрибутов и инвентаря для игр- так же важна и требует времени.
Слайд
После проведения игры следует перейти к обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих действий поступков, вызывает более сознательное отношение к подготовке и выполнению правил игры и движений.
Слайд
Для себя как хочется выделить и подчеркнуть три пункта.
- В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности.
- Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений.
- Игра является потребностью растущего организма.
Подводя итоги моего доклада хочется сказать .Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них.
Слайд
- «Ниточка-иголочка»
Слайд
- «Каравай»,
- «Лягушки и цапли»,
Спасибо за внимание.
Показ набора детских костюмов используемых для игр с элементами театрализации сказка «Колобок»
«Огородник»
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают
колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за
кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом
приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и
унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся
«огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех
наберет колышков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»
План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....
Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.
Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей. За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошколь...
«Использование метода моделирования в музыкальном воспитании детей в разных видах деятельности на основе задач программы музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон»
консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.
@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...
Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)
Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...
«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова
laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...