Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.
консультация (старшая группа)

Ершова Анастасия Михайловна

Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема моего сообщения: «Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.»

Основная цель гендерного воспитания  - формировать ценностное отношение личности   ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.      

 Что же такое гендерное воспитание? Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия   между   мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

  Гендерное  воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 4 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из  детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

 

 

 

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между

родителями (доброжелательные, спокойные, теплые, основанные на взаимоподдержке или эмоционально отчужденные, холодные, конфликтные). В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

 

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку,

• От характера родительских установок,

• От привязанности матери к ребенку,

• От привязанности ребенка к матери,

• От воспитания в общественных дошкольных учреждений.

Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.

Родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. У девочек и мальчиков надо формировать множество (общих), т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам.

Для развития у мальчиков мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить  их в деятельность образовательного учреждения.

Можно  ознакомиться с психолого-педагогической литературой и  затем  подготовить следующие консультации для родителей:  "Полоролевая социализация в дошкольном возрасте", "Психологические отличия мальчиков и девочек", "Ответы на острые вопросы", "Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка", "Игры мальчиков и девочек", "Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой", "Физическое воспитание мальчиков и девочек", "С кем играют мальчики  и  девочки" и др.

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко в детском саду используется устное народное творчество и художественную литературу. Родителям  можно рекомендовать произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как "Аленький цветочек", "Царевна-лягушка", "Снежная королева", воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви .

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например,  построена театрализованная деятельность. Родители вместе с детьми участвуют в подготовке театрализованных представлений,  утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях «А ну-ка, мальчики!»,  «А ну-ка, девочки!», «Папа, мама, я - спортивная семья»,  изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.

Можно  изготовить  вместе  с родителями  атрибуты  к  сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Семья», «Ателье», «Школа», «Защитники Отечества», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные» и др.

Проводить  тематические  выставки:  «Книги о мальчиках и для мальчиков»,  «Книги  о  девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек), выставка рукоделий, выполненных мамами и бабушками  и  т.д.  В дальнейших планах: подбор  фотоальбомов: «Отцовство»,  «Материнство», «О  наших  мальчиках», «О  наших  девочках», «Семейные  праздники», «Настроение» и т.д.

Так же можно ознакомить родителей с памяткой для педагогов и родителей. При общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т.д.

  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают всю информацию
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего поручения
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность ребенка
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение.

В своей группе провела работы с родителями в виде анкетирования. В данной анкете было 7 актуальных вопросов. Родители отвечали все по разному и уже проанализировав их ответы могу сделать вывод что, большинство родителей имеют представления о гендерном воспитание, но в вопросе о том, кто же должен заниматься гендерным воспитанием мнения разделились, кто то считает что только родители, а кто-то воспитатели и родители ( то есть совместно). 3 и 4 вопрос у нас были про то, что какие же черты характера следует формировать у мальчика и девочки. Самые популярные черты для мальчика – это смелость и мужественность, а для девочки аккуратность, опрятность, доброту. Большинство родителей считают тему актуальной. Из перечисленных форм работы считают все эффективные, но были те кто воздержался от ответа. И на вопрос нужно ли проводить мероприятия отдельно для мальчиков и отдельно для девочек тут мнения родителей разделились поровну.

Литература

  1. И.П.Шелухина "Мальчики и девочки".- Москва, 2008.
  2. В.Д Еремеева., Т.Л. Хризман. "Мальчики и девочки - два разных мира".-Москва, 1998.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема моего сообщения: «Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.»

Основная цель гендерного воспитания  - формировать ценностное отношение личности   ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.      

 Что же такое гендерное воспитание? Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия   между   мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

  Гендерное  воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 4 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из  детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между

родителями (доброжелательные, спокойные, теплые, основанные на взаимоподдержке или эмоционально отчужденные, холодные, конфликтные). В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку,

• От характера родительских установок,

• От привязанности матери к ребенку,

• От привязанности ребенка к матери,

• От воспитания в общественных дошкольных учреждений.

Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.

Родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. У девочек и мальчиков надо формировать множество (общих), т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам.

Для развития у мальчиков мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить  их в деятельность образовательного учреждения.

Можно  ознакомиться с психолого-педагогической литературой и  затем  подготовить следующие консультации для родителей:  "Полоролевая социализация в дошкольном возрасте", "Психологические отличия мальчиков и девочек", "Ответы на острые вопросы", "Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка", "Игры мальчиков и девочек", "Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой", "Физическое воспитание мальчиков и девочек", "С кем играют мальчики  и  девочки" и др.

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко в детском саду используется устное народное творчество и художественную литературу. Родителям  можно рекомендовать произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как "Аленький цветочек", "Царевна-лягушка", "Снежная королева", воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви .

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например,  построена театрализованная деятельность. Родители вместе с детьми участвуют в подготовке театрализованных представлений,  утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях «А ну-ка, мальчики!»,  «А ну-ка, девочки!», «Папа, мама, я - спортивная семья»,  изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.

Можно  изготовить  вместе  с родителями  атрибуты  к  сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Семья», «Ателье», «Школа», «Защитники Отечества», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные» и др.

Проводить  тематические  выставки:  «Книги о мальчиках и для мальчиков»,  «Книги  о  девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек), выставка рукоделий, выполненных мамами и бабушками  и  т.д.  В дальнейших планах: подбор  фотоальбомов: «Отцовство»,  «Материнство», «О  наших  мальчиках», «О  наших  девочках», «Семейные  праздники», «Настроение» и т.д.

Так же можно ознакомить родителей с памяткой для педагогов и родителей. При общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т.д.

  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают всю информацию
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего поручения
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность ребенка
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение.

В своей группе провела работы с родителями в виде анкетирования. В данной анкете было 7 актуальных вопросов. Родители отвечали все по разному и уже проанализировав их ответы могу сделать вывод что, большинство родителей имеют представления о гендерном воспитание, но в вопросе о том, кто же должен заниматься гендерным воспитанием мнения разделились, кто то считает что только родители, а кто-то воспитатели и родители ( то есть совместно). 3 и 4 вопрос у нас были про то, что какие же черты характера следует формировать у мальчика и девочки. Самые популярные черты для мальчика – это смелость и мужественность, а для девочки аккуратность, опрятность, доброту. Большинство родителей считают тему актуальной. Из перечисленных форм работы считают все эффективные, но были те кто воздержался от ответа. И на вопрос нужно ли проводить мероприятия отдельно для мальчиков и отдельно для девочек тут мнения родителей разделились поровну.

Литература

  1. И.П.Шелухина "Мальчики и девочки".- Москва, 2008.
  2. В.Д Еремеева., Т.Л. Хризман. "Мальчики и девочки - два разных мира".-Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по гендерному воспитанию

В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с у...

Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в...

Рекомендации по организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей

I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года). II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).III этап  «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление...

План работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольников

Данный материал позволит систематизировать работу с родителями в вопросах гендерного воспитания детей....

План работы с родителями по гендерному воспитанию

Консультация «Что такое гендерное воспитание».Цель: формировать представление родителей о гендерном воспитании.Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек»....

Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей и организации работы с родителями воспитанников в данном направлении. Педагогам в воспитании детей пр...

Обобщение опыта работы по теме"Работа с родителями по гендерному воспитанию"

Для того,чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных  в этом особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении.Задача воспитателя:подобрать для ...