Работа с родителями по гендерному воспитанию
материал по теме
В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, индентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку,
• От характера родительских установок,
• От привязанности матери к ребенку,
• От привязанности ребенка к матери,
• От воспитания в общественных дошкольных учреждений.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_po_gendernomu_vospitaniyu.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
"Работа с родителями по гендерному воспитанию"
В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Гендер (англ.gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, индентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку,
• От характера родительских установок,
• От привязанности матери к ребенку,
• От привязанности ребенка к матери,
• От воспитания в общественных дошкольных учреждений.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных институтах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских отношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. У девочек и мальчиков надо формировать множество (общих), т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного (набора) нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения.
Нами был составлен план работы с родителями на год, включающий в себя подготовительный этап, содержащий анкетирование родителей с целью выявления особенностей воспитания девочек и мальчиков в семье, которое показало, что родители понимают важность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков, но не обладают достаточными знаниями, не знают, как это делать.
Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее. Тут предлагается информация " О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях".
Конечно, наивно полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать, так это то, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.
В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией
Очевидно, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении родительского собрания и т.п.
Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций. Потому коллектив ознакомился с психолого-педагогической литературой и затем воспитателями и узкими специалистами были подготовлены следующие консультации для родителей: "Полоролевая социализация в дошкольном возрасте", "Психологические отличия мальчиков и девочек", "Ответы на острые вопросы", "Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка", "Игры мальчиков и девочек", "Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой", "Физическое воспитание мальчиков и девочек", "С кем играют мальчики и девочки" и др.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко в детском саду используем устное народное творчество и художественную литературу. Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака (Пожар), (Рассказ о неизвестном герое) и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как "Аленький цветочек", "Царевна-лягушка", "Снежная королева", воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).
Родители приглашаются на педсоветы по вопросам обучения и воспитания мальчиков и девочек, проводятся семинары для родителей по гендерному воспитанию
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, построена театрализованная деятельность. Родители вместе с детьми участвовали в подготовке театрализованных представлений, утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Папа, мама, я - спортивная семья», изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.
Изготовлены вместе с родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Семья», «Ателье», «Школа», «Защитники Отечества», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные» и др.
Проводятся тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек), выставка рукоделий, выполненных мамами и бабушками и т.д. В дальнейших планах: подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т.д.
Приглашаем бабушек и дедушек, мам и пап для ознакомления детей с профессиями, в планах на будущее - экскурсии на рабочие места: магазин, почта, завод, поликлиника и т.д.
Литература
И.П.Шелухина "Мальчики и девочки".- Москва, 2008.
В.Д Еремеева., Т.Л. Хризман. "Мальчики и девочки - два разных мира".-Москва, 1998.
Т.А.Репина Мальчики и девочки: две половинки? // "Обруч", 1998г. №6
Сказки для мальчиков и девочек // "Обруч", 2006г. № 6
Мальчики и девочки // "Обруч", 2007г. №5
А.А. Шведовская "Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать»" // журнал "Психолог в детском саду", 2005г. №4
М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
Т.Н.Доронова "Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду".- М., 2008
Н.Е.Татаринцева "Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ". - Центр педагогического образования. - Москва, 2007
"Обруч" №3,2009
Д.В.Колесов Беседы о половом воспитании. - М: Педагогика, 1986. (Педагогика - родителям).
Е. Комарова "Лягушка-царевна" // "Учительская газета", 1990. N 43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
План работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольников
Данный материал позволит систематизировать работу с родителями в вопросах гендерного воспитания детей....
План работы с родителями по гендерному воспитанию
Консультация «Что такое гендерное воспитание».Цель: формировать представление родителей о гендерном воспитании.Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек»....
Выступление на педсовете: «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию в ДОУ»
Содержание Введение……………………………………………………&hel...
Годовое планирование работы с детьми по гендерному воспитанию в подготовительной группе на основе игровой деятельности .
Цель: продолжать формировать знания детей о близких...
Организация работы с родителями по гендерному воспитанию.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей и организации работы с родителями воспитанников в данном направлении. Педагогам в воспитании детей пр...
Обобщение опыта работы по теме"Работа с родителями по гендерному воспитанию"
Для того,чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных в этом особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении.Задача воспитателя:подобрать для ...