«Адаптация и социализация ребенка в детском саду»
проект (младшая группа)
«Адаптация и социализация ребенка в детском саду»
педагогический проект
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой
Работу выполнила
Щербакова Александра Олеговна
Тема: «Адаптация и социализация ребенка в детском саду»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тип проекта: психолого-педагогический
Вид: Практика-ориентированный
Продолжительность: сентябрь - декабрь
Участники проекта: воспитанники, их родители, педагоги, педагог-психолог
Проблема: Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна.
Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.
Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.
Актуальность: Адаптация в переводе с латинского – приспособление. Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Цель проекта: создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи: Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Условия необходимые для реализации проекта.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Помещение группы разделено на несколько секторов.
В игровой зоне поместили игрушки
- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.
- для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.
- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие (вносятся в группу по мере необходимости).
Правильная организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом:
создание в группе психологически- комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр) ;
осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;
ежедневное наблюдение за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;
создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;
игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на освоение окружающей среды.
Ожидаемый результат: благоприятный адаптационный период детей 1-2 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Заключение. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Литература.
1. АверинаИ. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
2. БелкинаЛ.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
3. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
4. Кравченко И.В., Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
5. Лыкова И.А., Е.Д. Файзуллаева. «Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста».
6. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
7. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
9. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной социализации ребенка в детском саду.
Краткая справка и практический материал, который можно использовать для успешной социализации детей....
Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.
Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....
Социализация ребенка в детском саду
Факторы социализации личности ребенка-дошкольника, особенности социализации детей дошкольного возраста...
«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей».«Адаптация ребенка в детском саду»
laquo;Адаптация ребенка в детском саду»...
Адаптация: как подготовить ребенка к детскому саду?
В предложенном материале рассмотрено понятие "адаптация", этапы адаптационного процесса, а также способы профилактики и коррекции дезадаптации....
Консультация "Адаптация. Как подготовить ребенка к детскому саду"
Недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как м...
Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду.
Роль связной речи в коммуникации и социализации ребенка в детском саду....