Адаптация: как подготовить ребенка к детскому саду?
статья (младшая группа)
В предложенном материале рассмотрено понятие "адаптация", этапы адаптационного процесса, а также способы профилактики и коррекции дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 20.5 КБ |
adaptatsiya.pptx | 694.18 КБ |
Предварительный просмотр:
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда ему нужно пойти в детский сад. Во время этого нового жизненного этапа происходит адаптация.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новым условиям окружающей среды. Адаптация зависит от множества факторов: психическое и физическое развитие ребенка, тип темперамента, опыт расставания с родителями, коммуникативные способности ребенка, самообслуживание и самостоятельность и др. и у всех детей проходит по-разному.
Выделяют 3 степени адаптации – легкую, среднюю и тяжелую.
1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В рамках адаптации к детскому саду самая большая ошибка родителей ориентироваться на первый месяц! У детей адаптация идет в районе 60 полных дней, без длительных перерывов на болезнь и говорить о хорошей адаптации в саду мы будем только спустя 3-4 месяца с точки, как ребенок пошел в сад.
Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Проявления адаптации: плач, капризы, плохой сон, нарушение работы ЖКТ, соматические заболевания.
Правила успешной адаптации:
- Ребенок готов к саду, когда готова мама. Спокойная мама = спокойный малыш.
- Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
- Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных! В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой. Поверьте, это ну очень интересно)))
Про садик говорить только хорошее. Основные фразы «Дети в садик ходят играть. Дети в саду не живут. Мама всегда забирает малыша домой».
- Для успешной адаптации важна регулярность!
- Для облегчения адаптации придумайте специальное прощание в детском саду.
- Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Когда можно оставить ребенка до вечера? Все зависит от того, сколько времени есть у мамы. Схема успешной адаптации:
- Приходить с мамой на вечернюю прогулку. Именно на вечернюю, когда за другими детьми приходят родители. Это помогает ребенку справиться со страхом быть оставленным навсегда.
- Заранее познакомиться с воспитателем.
- Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка на то, что он придет сюда завтра утром снова.
- Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку.
- На следующий день, в зависимости от предыдущего дня, можно снова прийти за ребенком на прогулку или уже после обеда.
- Несколько дней забирать ребенка после обеда. Если все нормально (то есть, ребенок не плачет все время пребывания, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед), оставить на сон.
- 1-2 раза забирать сразу после сна.
- Оставлять ребенка до вечера.
Что делать летом?
- Прогулки рядом садом.
- Рассказывайте сами и читайте книги про детский сад. Говорим только хорошее!
- Режим: начните вводить «садиковский» режим: ранний подъем до 7:30, завтрак до 8:30, прогулка до 12:00, обед, дневной сон с 12:30 до 15:00, полдник, прогулка, ночной сон не позднее 21:00. Перед сном ребенок готовит вещи на следующий день.
Дневной сон ребенка начинать в 12.40-13.00. И никакое лето и солнышко не должно на этот формат влиять. Здесь нет вариаций перехода – как только у ребенка самостоятельно сформировался один дневной сон (ушел с двух), его сразу надо подводить под режим сада. Если ребенок днем не спит – то спокойные игры или чтение книг в расслабленном состоянии.
- Навыки самообслуживания и самостоятельности:
- Мытье рук (ребенок сам берет мыло, намыливает правильно руки и смывает водой, чтобы не осталось на руках ничего. Следом вытирает руки насухо)
- Одевание и раздевание, складывание своих вещей в шкаф или на стульчик перед сном. Если ребенок не умеет раздеваться и одеваться, научить его просить помощь.
- Ребенок ест и пьет только за столом (в том числе фрукты и т.п.)
- После еды ребенок относит тарелку и приборы в раковину или на стол рядом с ней.
- Самостоятельная уборка своих игрушек.
- Коммуникация.
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, деться игрушками и просить их у других детей, просить помощь у взрослых.
- Приучите ребенка прощаться у двери.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация это приспособление или привыкание организма к новым условиям окружающей среды. Легкая (1-2 недели). Средняя (от 20 до 40 дней.) Тяжелая (2-6 месяцев). Очень тяжелая (от полугода)
Проявления адаптации 1. П лач 2. Капризы 3. Плохой сон 4. Нарушение работы ЖКТ 5. Соматические заболевания .
Правила успешной адаптации Ребенок готов идти в сад, когда готова семья! Спокойная семья = спокойный ребенок. Про садик говорить только хорошее. Основные фразы «Дети в садик ходят играть. Дети в саду не живут. Мама всегда забирает малыша домой ». Не запугивать садиком! Для успешной адаптации важна регулярность! Для облегчения адаптации придумайте специальное прощание в детском саду. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться . В песочнице, на детских площадках учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.
Схема успешной адаптации Заранее познакомиться с воспитателем (обязательно заранее договоритесь с воспитателем о времени). Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка на то, что он придет сюда снова . Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку. Далее, можно снова прийти за ребенком на прогулку или уже после обеда. Несколько дней забирать ребенка после обеда. Если все нормально, оставить на сон. 1-2 раза забирать сразу после сна. Оставлять ребенка до вечера.
Что делать летом? Прогулки рядом садом . Рассказывайте сами и читайте книги про детский сад. Говорите про детский сад только хорошее! Режим: начните вводить « садиковский » режим: подъем до 7:30, завтрак до 8:30, прогулка до 12:00, обед, дневной сон с 12:30 до 15:00, полдник, прогулка, ночной сон не позднее 21:00. Перед сном ребенок готовит вещи на следующий день . Ознакомиться с меню детского сада и готовить блюда из него. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, деться игрушками и просить их у других детей, просить помощь у взрослых. Приучите ребенка прощаться у двери.
Что делать летом? 6. Навыки самообслуживания и самостоятельности: Мытье рук (ребенок сам берет мыло, намыливает правильно руки и смывает водой, чтобы не осталось на руках ничего. Следом вытирает руки насухо) Одевание и раздевание, складывание своих вещей в шкаф или на стульчик перед сном. Если ребенок не умеет раздеваться и одеваться, научить его просить помощь. Ребенок ест и пьет только за столом (в том числе фрукты и т.п.) Приучите ребенка кушать ложкой за столом, не играть с едой ; После еды ребенок относит тарелку и приборы в раковину или на стол рядом с ней. Самостоятельная уборка своих игрушек . Отучаем от памперсов .
Книги для детей и родителей
Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить ребенка к детскому саду
Рекомендации для родителей "Как подготовить ребенка к детскому саду"...
Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...
Как подготовить ребенка к детскому саду . Как следует обращаться с ребенком в этот период.
Работая воспитателем в детском саду я сталкнулась с проблемой: многие родители не знают как следует обращаться с ребенком в период адаптации. Хочу поделиться своим опытом....
Адаптация. Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение"
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?Термин "АДАПТАЦИЯ" означает приспособление, т.е. способность человека менять свое\' поведение в зависимости от условий. Пример поведения ребенка в детском учреждении: начало а...
Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
ЗакаливаниеЭтот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой ...
Консультация "Адаптация. Как подготовить ребенка к детскому саду"
Недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как м...
Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации
Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям!...