Родительское собрание "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
методическая разработка (подготовительная группа)

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Мотивационная готовность  - наличие у детей желания учиться.

Это условие является одним из самых важных и значимых. Поднимите руку, кто из детей на данный момент хочет пойти в школу?

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Необходимо мотивировать детей на то, что он пойдет в школу (можно поиграть в игру «Собери портфель).

Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований,  возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_v_podg1_.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Цел собрания:

  • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
  • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
  • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

Задачи:

  • способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
  • обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
  • дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы узнать, над чем поработать за этот год, чтобы успешно обучаться в школе.

-  Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»

В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.

Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.

Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.

Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.

Различать гласные и согласные звуки и буквы.

Определять место ударения в слове.

Уметь читать слоги.

Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.

Иметь пространственные и временные представления.

Вести счет предметов до 10 и сравнивать.

Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.

Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.

Соотносить число предметов и цифру.

Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.

Читать простейшие математические записи.

Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”.Именно поэтому мы и приглашаем вас на собрания.

Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире. Сюда входят:

Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.

Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

Мотивационная готовность  - наличие у детей желания учиться.

Это условие является одним из самых важных и значимых. Поднимите руку, кто из детей на данный момент хочет пойти в школу?

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Необходимо мотивировать детей на то, что он пойдет в школу (можно поиграть в игру «Собери портфель).

Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований,  возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность,доброжелательность,  уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

  • Эмоционально-волевая готовность  (умение слушать + умение слушаться).

К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

Умение регулировать свое поведение и эмоции.

У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.

Обращаю ваше внимание на очень важный пункт. Эмоционально-волевая готовность характеризуется так: не хочу, но надо. Дети данного возраста занимаются определенной деятельностью 30 минут! Это волевые качества не сформированы, то ребенок будет испытывать трудности в школе.

  • Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.

                Остановимся на интеллектуальной готовности: рассмотрим результаты диагностики и как и чем можно помочь ребенку при подготовке к школе.

Высокий уровень и хороший уровень - 0%

Средний уровень - 63%

Слабый уровень - 31%

Уровень патологии - 6%

                   Над чем надо поработать – над интуитивным мышлением. Данный вид мышления основан на личном опыте ребёнка, связан с его возможностью разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как, база для усвоения школьных знаний.

Что сюда входит:

-На слух определить лишний предмет и объяснить почему;(стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый).

-По картинкам определить лишний предмет.

 43% детей не справились с данным заданием.

Речевое мышление:

Сюда входят классификации: обобщение и дополнение (посуда, рыбы, мебель, города), произвольное владение речью: исправлять предложения, дополнять (например если завтра будет сильный мороз, то......)

31% детей не справились с этим заданием

- Как же исправить эту ситуацию? Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов. Составляйте рассказы по картинкам, исправляйте предложения.

         Учить ребенка рассуждать самостоятельно, а не давать готовые ответы.

          Классифицируйте и обобщайте предметы с ребенком, каких рыб знает, в какие города ездил, какие знает города. Как выяснилось Санкт – Петербург и Москва это отпуск, а нельма и щекур – это малосолка. Такого быть не должно.  Необходимо расширять кругозор и общую осведомленность.

                   В целом в группе хорошо развита зрительная память. Эту информацию можно использовать при подготовке ребенка к школе. Ребёнок лучше понимает и усваивает материал, когда информация представлена наглядно. Образное и логическое мышление.

Если вам передали заявления на индивидуальную работу с ребенком, значит имеются определенные трудности, подходите на консультацию, еще есть время помочь своему ребенку.

         Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому будущему ученику – и у него всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Родительское собрание «Готовность ребенка к школьному обучению»

Цель: повышение  компетентности родителей в вопросах готовности  ребенка к школьному обучению.  Задачи: - познакомить  родителей с критериями  готовности ребенка к школе...

Презентация к родительскому собранию "Готовность ребенка к школьному обучению"

Цель: повышение  компетентности родителей в вопросах готовности  ребенка к школьному обучению....

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе....

Родительское собрание "Готовность ребёнка к школьному обучению"

Конспект родительского собрания, посвящённого готовности ребёнка к школьному обучению....

Конспект родительского собрания «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» детский психолог (Венгер Л.А.)...

Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению".

Презентация к родительскому собранию "Готовность дошкольников к школьному обучению"....