Если ребенок не говорит
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Советы педагогам и родителям
Если ребенок не говорит
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, замедленно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай «= =»", "Где «= =»?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном не обязательно колыбельные. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту, Удивляться увиденному: "Ух ты"!) Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Рассказывайте, читайте короткие сказки, стихи. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Побуждайте досказывать слова по мере возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
- Не говорите при ребенке о его затруднениях, отставании.
- Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Начинайте учить различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока". Чередуйте с синхронным.
- С неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах используйте игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
- Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Побуждение к речи
- через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка: применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в мешочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычные слова (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой
- через умение передавать простейшие ритмы
- через расширение пассивного словаря по темам, объединенных общей ситуацией
(Мы играем; Мы едим; Моя комната; Что помыть?);
- через развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- через развитие произвольной регуляции деятельности, т.к., ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения.
Все эти нехитрые советы помогают стимулировать речевую активность ребенка.
УСПЕХОВ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
Консультация для родителей "Что делать если ребенок не говорит?"
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
Если ребенок не говорит...
Консультация для родителей, воспитателей....
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...