Если ребенок не говорит
методическая разработка (младшая группа)

Богачева Людмила Ивановна

Советы педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_pedagogam_i_roditelyam.docx120.91 КБ

Предварительный просмотр:

Советы педагогам и родителям

Если ребенок не говорит

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, замедленно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай «= =»", "Где «= =»?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном не обязательно колыбельные. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту, Удивляться увиденному: "Ух ты"!) Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Рассказывайте, читайте короткие сказки, стихи. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Побуждайте досказывать слова по мере возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
  8. Не говорите при ребенке о его затруднениях, отставании.
  9. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Начинайте учить различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока". Чередуйте с синхронным.
  12. С неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах используйте игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
  13. Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.

Побуждение к речи

  • через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка: применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;

  • через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в мешочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычные слова (ля-ля, сова);

  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой

 

  • через умение передавать простейшие ритмы

  • через расширение пассивного словаря по темам, объединенных общей ситуацией

(Мы играем; Мы едим; Моя комната; Что помыть?);

  • через развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

  • через развитие произвольной регуляции деятельности, т.к., ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения.

Все эти нехитрые советы помогают стимулировать речевую активность ребенка.

УСПЕХОВ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

консультация для родителей "Если ребенок не говорит"

Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...

Если ребенок не говорит...

Консультация  для  родителей,  воспитателей....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...