Если ребенок не говорит
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Советы педагогам и родителям
Если ребенок не говорит
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, замедленно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай «= =»", "Где «= =»?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном не обязательно колыбельные. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту, Удивляться увиденному: "Ух ты"!) Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Рассказывайте, читайте короткие сказки, стихи. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Побуждайте досказывать слова по мере возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.
- Не говорите при ребенке о его затруднениях, отставании.
- Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Начинайте учить различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока". Чередуйте с синхронным.
- С неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах используйте игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
- Не забывайте хвалить ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Побуждение к речи
- через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка: применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в мешочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычные слова (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой
- через умение передавать простейшие ритмы
- через расширение пассивного словаря по темам, объединенных общей ситуацией
(Мы играем; Мы едим; Моя комната; Что помыть?);
- через развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- через развитие произвольной регуляции деятельности, т.к., ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения.
Все эти нехитрые советы помогают стимулировать речевую активность ребенка.
УСПЕХОВ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок не говорит
Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-98156-1417720086.jpg)
консультация для родителей "Если ребенок не говорит"
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840289-1477923017.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1164751-1571333405.jpg)
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...