"Как формировать у ребенка чувство ответственности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии каждого ребенка. Именно в данный период жизни закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности.  Согласно отечественным исследованиям, проведенным З.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др., именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ответственности, поэтому в данном возрасте мы можем говорить об основах и начальных формах нравственно-волевых качествах, в том числе и об ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_formirovat_chuvstvo_otvetstvennosti.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как формировать у ребенка чувство ответственности.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии каждого ребенка. Именно в данный период жизни закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности.  Согласно отечественным исследованиям, проведенным З.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др., именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ответственности, поэтому в данном возрасте мы можем говорить об основах и начальных формах нравственно-волевых качествах, в том числе и об ответственности.

Ответственность не дается человеку с рождения. Ответственность формируется в результате кропотливой работы окружающих ребенка взрослых: педагогов, родителей. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Ответственность предполагает наличие дисциплинированности. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.

Ответственность – понятие многогранное.

 Можно выделить следующие составляющие ответственности:

     1.понимание задачи - знание того, что нужно сделать. Например, мы говорим: «Наведи порядок в своей комнате». А ребёнок решает эту проблему по - своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.

     2.наличие выбора у ребенка для согласия с поставленной задачей. Нужно  предлагать ребенку альтернативу: «Ты соберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?», «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?». Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

     3.умение самостоятельно мотивировать свои действия. Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему накопления бонусов и т.д.

Формировать чувство ответственности  необходимо начинать в совместной деятельности взрослого и ребенка, где ребенок выступает в качестве помощника.  Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки и т. д. Необходимо помнить, что сначала ребёнок часто нуждается в напоминании и контроле. Дети, играя, могут забыть что-нибудь, необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства. Когда ребёнок, выполняя всю работу, больше не нуждается в напоминании, знайте, что начальная цель воспитания ответственного человека достигнута.

Дети нуждаются  в положительной оценке своих действий. На основе оценки взрослых формируется самооценка. Если у ребенка положительная  самооценка, то ему легче справиться  с какой-либо задачей. Ребенок должен знать и об определенных ограничениях, существующих в обществе.  Ограничения рождают у детей чувство защищенности, позволяют правильно вести себя в обществе, где соседствуют разные ценности.

Развитие ответственности - длительный процесс. Педагоги и родители должны позволить ребенку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут  достичь следующих выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде,  познании, общении):

- стремление к деятельности без посторонней помощи;

- умение поставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования;

- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели;

- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.  Для этого поймите природу своих притязаний, определите свои цели; учитывайте возрастные особенности ребёнка; принимайте в расчёт особенности характера; оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.

      Важно и то, что неизбежно  ядром каждого плана, ориентированного на будущее ребёнка, окажутся одни и те же элементы и принципы:

- формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;

- развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;

- формирование устойчивого, целостного мировоззрения, способного к саморазвитию;

- выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета, бережное отношение к имуществу;

- выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, владение основами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходимости сопротивляться давлению общества.

Литература.

Давыдова О.И. , Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку чувство ответственности

В статье рассказывается о том, как привить ребенку чувство ответственности....

Как привить ребенку чувство ответственности

СТАТЬЯ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ...

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка....

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"

Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации  описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство      ответственности. В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не во...