ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его — это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени.
Время и его особенности.
Характерными особенностями времени являются: 1) его текучесть; время связано с движением; 2) его необратимость; 3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно».
Само слово время происходит от древнерусского время, что означает вращение. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, протекания времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе богатого чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. Ребенок сыт — он спокойно лежит, улыбается, засыпает. У него еще нет обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, т. е. имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Физиологические исследования показали, что Задачи развития выработка условных рефлексов на время у детей Разного возраста протекает с разной скоростью. Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков делами, соотносят к определенному времени и некоторые события, хорошо им знакомые и эмоционально привлекательные: «Елка — когда зима», «Поедем на дачу, когда лето» и др.
Дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них воспитательницу. Однако представления о длительности этих занятий неточны, и, хотя воспитательница нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием.
Что же касается представления о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они неточны. Тем более весьма смутны их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошлому у детей имеется, но по-разному локализуется во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того,
уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут ли с ними беседы о локализации во времени разных известных ребенку событий. Оказывается, многое может быть освоено ребенком при надлежащем руководстве.
В дошкольного возрасте понятие "время" образуется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью.
Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера; что значит и в чем отличие, например, слов теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра и др. «При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать». Поэтому известно, что дети-дошкольники часто спрашивают взрослых: «Сегодня это завтра, а теперь сегодня?), «А что год, правда, вертится: было лето, прошло и снова вернется?»
На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременных, качественных признаков.
Приведем пример. Сана Н. 2 года 6 мес., ложась спать, моется и говорит матери: «Сейчас я скажу «С добрым утром!» Мать: «Нет, это ты утром скажешь, а сейчас вечер». Сана: «Какая разница?» Мать смеется. Сана: «Мы помылись — надо сказать:
«С добрым утром» Мать: «Разница в том, что утром светло бывает и люди начинают работать, а вечером темно и люди ложатся спать. Вечером надо сказать «Спокойной ночи». Сана: «Нет, спокойной ночи надо сказать, когда ночную рубашку наденешь. А я сейчас только помылась, надо сказать «С добрым утром».
Как видим, интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они цо мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и др. Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Но конкретные признаки, характеризующие те или иные отрезки времени, будут весьма локальны, поскольку определяются разными географическими, экономическими и бытовыми условиями жизни людей. И не всегда и не везде день будет характеризоваться светом и трудом людей, а ночь — тьмою и сном людей. Поэтому весьма важно найти иные средства наглядности, которые бы раскрыли зависимость смены суток, времен года и т. д. Должны быть найдены общие признаки, характерные для понимания того или иного эталона. Так, для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра и т. д. необходимо прежде всего понять текучесть и сменяемость суток.
Так, время активно начинает выступать для детей как характеристика реальных жизненных процессов: оно характеризует длительность, быстроту, последовательность, темп и ритм этих процессов.
Как же практически отражаются категории времени в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста? Исследования указывают, что дети шести-семи лет уже правильно пользуются временными наречиями. Но не все временные категории
осознаются одновременно и правильно отражаются в речи детей: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже -— наречия, выражающие длительность и последовательность. Однако несколько обучающих занятий, посвященных раскрытию значения наиболее трудных для детей временных наречий, уточняют их понимание. Отсюда следует вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей шести—восьми лет находится в стадии непрерывного роста. Это развитие протекает особенно интенсивно между шестью и семью годами жизни ребенка, если этим процессом управлять. Однако тонкая дифференцировка временных отношений в дошкольном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей. Обучение и воспитание ребенка — одно из мощных средств управления им.
Некоторые воспитатели сетуют на то, что дети не представляют и приблизительной длительности часа, минуты, не могут ответить, что больше — час или минута, день или неделя, хотя эти термины им известны; даже старшие дети не могут объяснить значения часов, календаря и др. Большинство детей не умеет ориентироваться в движении стрелок на часах, а значение ручных часов толкует как украшение, которое взрослые носят на руке. Многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательности дней недели, месяцев, не соотносят с ними даты знакомых им праздников, так же как не соотносят и месяцев с сезонами года, не знают причинной зависимости времен года. Не представляют дети и продолжительности тех или иных режимных моментов, длительности занятий и др.
Это происходит потому, что эпизодические занятия (проводимые с детьми преимущественно словесным методом), на которых детей знакомят с признаками частей суток (утро, день, вечер, ночь), сезонов, заучивают последовательность дней недели, месяцев — носят часто формальный характер: они не формируют у детей основных понятий о времени — о его текучести и необратимости, о ритме и темпе, о смене и периодичности.
Интересная для ребенка деятельность протекает быстрее, длительность ее как бы не замечается, оценка объективной длительности уменьшается. И наоборот, деятельность, не вызывающая положительных эмоций, воспринимается как более длительная в сравнении с реальной; ребенок старается как можно скорее освободиться от нее. Изучение представлений детей о длительности одной минуты показывает, что они не понимают постоянно повторяющихся указаний: «Посиди спокойно хотя бы одну минутку», «Подожди одну минутку» и т. д. Дети не знают, что же можно сделать за этот крайне малый интервал времени, за словами одна минута у них нет сенсорного опыта. Между тем потребность оценивать длительность своей работы и необходимость этого очевидны. «Дети, кончайте лепить, осталась всего одна минута»,— нередко слышится предупреждение воспитательницы на занятии. Однако слова «одна (две) минуты» не наполнены для детей чувственным содержанием и поэтому остаются непонятными. Некоторые дети шести-семи лет иногда сами пытаются оценивать длительность своей деятельности, но, как указывалось выше, их оценка субъективна и зависит от заинтересованности в работе, от богатства и разнообразия ее содержания. Интересно, что у детей разного возраста (пять, шесть и семь лет) отсутствуют заметные различия в оценке длительности минуты. Это позволяет сделать вывод, что подобный застой обусловлен недостатками педагогической работы.
Педагогический эксперимент и опыт многих воспитателей детских садов убеждают, что, когда наряду с сенсорным опытом дети знакомятся со способами определения длительности, при помощи песочных часов у них формируется объективная оценка длительности временных отрезков в 1, 5,10, 15 минут. Этой оценкой времени дети адекватно начинают пользоваться в своей деятельности и поведении. У детей развивается «чувство времени» постепенно вырабатывается установка на время (не опоздать, уложиться в указанное время и т. д.). Установка на время мобилизует внимание детей, обеспечивает ритмичное выполнение задания: дети быстро начинают подбирать нужный им материал, приступают к работе без обычной раскачки. Поскольку вполне возможно сформировать у детей старшего дошкольного возраста некоторые умения регулировать свою деятельность во времени, необходимо развивать у них «чувство времени», для чего сенсорный опыт длительности некоторых временных отрезков связывать с учетом времени при помощи слова и специальных приборов (песочные часы, затем настенные и ручные часы).
Наряду с развитием «чувства времени» необходимо формировать у детей представления о текучести, необратимости и периодичности времени, давая представления об отрезках суток (утро, день, вечер, ночь), о днях недели как отражении смены суток, о временах года, их последовательности и сменяемости и т. д. Завершенные исследования ряда авторов показывают большие возможности в усвоении детьми различных временных представлений и понятий и пути их формирования, что учтено в методике и что позволит поднять педагогическую работу на новый, более высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...
Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
"Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Статья "Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста"
В статье раскрываются возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.За основу взяты материалы учебников по психологии для студентов: Немова Р.С., Мухиной В.С., Маклакова ...
Особенности восприятия мира детьми дошкольного возраста
Представленный материал поможет родителям понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, исходя из представления о том, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные д...
Особенности восприятия картины детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Зрительное восприятие является одним из основных средств познания окружающей действительности.От уровня его развития во многом зависит формирование таких психических процессов, как речь, внимание, мыш...