«Пальчиковые игры, игровой массаж – средство укрепления здоровья дошкольников»
консультация

Моисеева (Пономарева) Юлия Дмитриевна

Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании, в сохранении и укреплении здоровья у дошкольников оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры, игровой массаж – средство укрепления здоровья дошкольников»

Инструктор физической культуры:

Моисеева Юлия Дмитриевна

г. Нижневартовск

«Пальчиковые игры, игровой массаж – средство укрепления здоровья дошкольников»

Счастье родителей – это здоровый и развитый малыш! Разве есть такие родители, которые не хотели бы видеть своего ребёнка здоровым, крепким? Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми, счастливыми. Но к сожалению, таким ребенок не может стать сам. Так как основы здоровья закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма, то обязательно с ним надо заниматься, учить быть здоровым. Всем известно, что «здоровый ребенок – успешный ребенок». Значит решение проблемы ухудшения здоровья дошкольников невозможно без системы мероприятий по оздоровительной работе. Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, здоровьесберегающей среды в детском саду, но и разумной системы организации родителей в здоровьесбережении детей, которая будет мотивировать их на здоровый образ жизни. Для этого прекрасно подходят пальчиковые игры.

Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании, в сохранении и укреплении здоровья у дошкольников оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Ведь эти игры – это не только увлекательны и эмоциональны, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры, выполняют функцию массажа, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Помимо этого, во время игр, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность, умение подражать взрослому, развивается память воображение и фантазия. Пальчиковые игры дают возможность родителям дома играть с детьми, радовать их и, развивать речь и мелкую моторику. Значение игры состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы животных. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. После того, как ребенок сам научится выполнять упражнения, можно разыграть сценки сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча зайчика и ежик в лесу)Вот несколько примеров таких упражнений:

«Зайчик» - указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

«Ежик» - руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить вверх.

«Варежка»

Маша варежку надела(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал". (все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь? " (сжать пальцы в кулачок)

В настоящее время огромное внимание уделяется игровому массажу, который, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Детский игровой массаж благотворно оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка, стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и воздействию общему развитию, массаж помогает предупредить ряд заболеваний. Массажными приёмами овладеть может каждый. В результате регулярных занятий массажем отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников, а здоровый ребёнок станет более совершенным. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Любые приемы массажа - постукивания подушечками пальцев, растирание,

поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья - несут ребенку только здоровье.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

  1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж.

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Можно предложить ребёнку поиграть с массажным мячиком. Перед выполнением массажа можно ребёнку рассказать историю появления ежат дома, о том, что они очень грустные и хотят поиграть с нами.

«Сказка про ёжика Антошку»

Жил - был колючий ёжик, и звали его Антошка.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, вам щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

В этой сказке, мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Известно, что на ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника - отсюда и надо начинать массаж. Затем можно увеличить круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник. Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами - здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Внимание родители! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши. Каждую «детку», то есть каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик - он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного -желудка. Большой палец оставляют напоследок: он ответственен за голову. Поэтому большой пальчик, и надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Эта игра совершенно полезна и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже!

Таким образом, пальчиковые игры помогают ребенку учиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать манипуляции с предметами, способствуют развитию речи, укреплению и сохранению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение, как средство укрепления здоровья дошкольников

В данной статье рассматривается вопрос укрепления здоровья дошкольников в процессе активных движений. Так как движение связано с развитием всех психических и физических процессов....

СЕМЕЙНАЯ ИГРА-КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

Долгожданные выходные. Как провести их с пользой для души и тела? Планирование проведения отдыха выходных дней происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, ...

проект "Ритмическая гимнастика, как средство укрепления здоровья дошкольников"

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с му...

Арт технологии как средство укрепления здоровья дошкольника

Арт технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества...

Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

Задачи ДОУ по физическому развитию детей- охрана и укрепление здоровья детей- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков- сохранение и укрепление физического и психического здоров...

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислот...