Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ «Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
Выступление на общем родительском собрании
в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ
«Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_skazkoterapiya_v_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общем родительском собрании
в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ
«Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста»
Сенсорное развитие детей раннего возраста3
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения могут получить дети из сказок.
Слово «сказкотерапия» появилась в русском языке сравнительно недавно. И как, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, вызывает многообразные ассоциации.
Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками, для других - приемы коррекционной работы.
Для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.
Прежде чем начать разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу. Странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано – «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне – «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Может эта притча как раз о сказках?
Детская сказка - одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна. В два года у ребёнка уже развита способность, удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребёнку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное взрослыми по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребёнка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. В этом аспекте надо быть предельно аккуратно и не пугать ребёнка, а разобраться, разъяснить ситуацию.
Способы и приемы сказкотерапии.
Приёмы:
- чтение и последующее обсуждение сказок;
- рассказывание сказки;
- изменение конца сказки;
- драматизация (постановка);
- рисование иллюстраций;
- сочинение сказок.
Сказочные зачины.
Развитие слухового восприятия: жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки-грохотал всегда и везде, даже не задумывался о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком, сонный час, во время игр и разговоров своих родителей….
Развитие зрительного восприятия: зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшийся смелостью. Он боялся не только волка и темноты….
Развитие цвета: в Волшебной стране жил красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним…
Программные произведения.
Сказки и потешки (вторичные сказки).
Сорока-сорока. Осязательные ощущения (круговые движения пальчиком по ладошкам). Идёт коза рогатая, Ладушки-ладушки также осязательные ощущения.
Петушок-петушок - обследование, изучение частей тела с показом различного петушка, а именно мягкая игрушка, резиновая, пластмассовая).
Курочка ряба (тук-тук звукоподражание, яичко-овал, обследование курочки).
Колобок (круглый, кругленький, желтенький-как солнышко).
Репка. Круглая, большая пребольшая, желтая, травка зеленая.
Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека.
Эмоции радости.
Знакомство с потешками “ Два веселых гуся”, “ Гуси-гуси”.
Знакомство с эмоциями страх. “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”.
Знакомство с эмоциями обида. “ Репка”.
Знакомство с эмоциями грусть. “ Курочка Ряба”, потешка Рева-корова”.
Базовая модель создания сказок.
1. Создайте мир, в котором ребенку будет интересно и безопасно.
2. Не ограничивайте этот мир пределами вашей группы или комнаты.
3. Создайте постоянных героев вашей сказки, которые будут помогать или мешать нормальному ходу событий.
4. Создайте главного героя, с которым ваши малыши смогут ассоциировать себя, и которые в сказках смогут решать все те проблемы, с которыми пока не могут справиться ваши малыши. Или преодолевать страхи, с которыми наши дети пока не в состоянии победить.
Главное, чтобы каждый раз рассказываемая вами история была новой и интересной, ведь если ребеёнок будет скучать, или не сможет сопереживать судьбам героев сказки, сказкотерапия будет для него бесполезной и малоэффективной.
Используемая литература
1. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, «Практикум по сказкотерапии»
2. И.В.Вачков, «Введение в сказкотерапию»
3. Л.А.Метиева, «Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста».
4. Е.А.Янушко, «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общем родительском собрании МОУ детского сада № 341 на тему «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда Выступление на общем родительском собранииМОУ детског...
Выступление на общем родительском собрании "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"
Выступление на общем родительском собрании "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"...
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
"Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста"
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, которые обеспечивают сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.Задачи:Благоприятн...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Как известно, именно в раннем детстве ребенок овладевает наивеличайшим достижением человечества - устной речью. Дети начинают понимать обращённую речь, сами пытается говорить. А к трём годам...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка» НМР РТ «Безопасность детей дошкольного возраста в зимний период»
Зимний период является особенно важным временем для детей дошкольного возраста, когда они активно исследуют мир вокруг себя, учатся новым навыкам и развивают свои физические возможности. Снег и мороз ...
Выступление на общем родительском собрании в МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка НМР РТ Тема «Давайте познакомимся. Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста».
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад -Мама рада, папа рад:Не меш...