"Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста"
материал (младшая группа)
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, которые обеспечивают сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.
Задачи:
Благоприятное течение адаптационного периода
Снятие эмоционального и мышечного напряжения
Развитие навыков взаимодействия
Развитие моторики, координации движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста»
Волшебный мир сказок оказывает большое внимание на детскую психику. Все мы помним, как наши родители читали нам на ночь простые сказки и они оказывали на нас успокаивающее действие. И сегодня опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что излечивающая способность сказки положила в основу целого направления современной психотерапии под названием сказкотерапия.
Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, которые обеспечивают сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Основной принцип сказкотерапии – развитие личности в целом.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70 гг 20 века, основанный М. Эриксоном и в дальнейшим развитый его учениками в России И.В. Сачковым,
Д.Ю. Соколовым в 90 – е годы. Данный психотерапевтический способ выполняет при работе с малышами несколько функций – обучающую, развлекательную и оздоровительную. Его воздействие на детей часто оказывает более эффективным, чем просьбы родителей.
Задачи сказкотерапии:
- Благоприятное течение адаптационного периода
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие моторики, координации движений.
Для снятия эмоционального напряжения детям рассказывают и показывают самые простые первые сказки, так как маленький ребенок способен запоминать простейшие действия, и только тогда, когда у него появится интерес. В сказке «Курочка ряба» малыш сначала слушает сказку, а потом показывает, как радуются и огорчаются дед и баба, как сильно испугалась мышка, таким образом у ребенка развивается эмоциональная сфера. Язык первых сказок, которые слышит малыш, ритмичен, слова просты. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба смысла можно заменить на звукоподражания – не курица а ко-ко. Простота звукоподражания стимулирует малышей к повторению упрощенных слов, а позже и слов, связанных с подражанием.
Таким образом именно сказка помогает пробудить интерес к развитию активной речи маленького ребенка. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Метод сказкотерапии реализует через театрализованную деятельность, НОД, режимных процессах, и в совместной индивидуальной деятельности.
- Игра-инсценировка – развитие эмоциональной сферы. Расширяет и обогащает словарный запас, формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы деятельности.
- Сказка на песке – помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение в период адаптации ребенка к ДОУ.
- Настольный театр – развивает речь, помогает вспомнить знакомые сказки, вызвать желание рассказать их.
- Сказка на фланелеграфе – стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказок, учит находить выразительные средства в мимике, жестах.
- Картинки на картоне – развивают речь, моторику, учат передавать интонацию.
- Импровизация – устанавливает эмоционально-положительный контакт, развивает интерес к совместной деятельности со взрослыми.
- Игра – имитация – формирует имитационные движения в речевую активность, память, общую моторику рук. Она дает малышу чувство психологической защищенности, доброту, мудрость, снимает тревогу, напряжение, развивает творчество. Для запоминания используется пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Элементы сказкотерапии используются во всех видах деятельности – познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое. Большую роль в использовании сказкотерапии играет предметно-развивающая среда:
- речевой центр
- художественная литература
- Книжки-самоделки
- Куклы
- Маски сказочных героев.
Дети разговаривают с ними, гладят, играют, ведь тактильные ощущения вызывают чувство доверия, снимают психо - эмоциональное напряжение, способствуют преодолению затруднения в общении.
Таким образом, использование сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, развивает речевую активность, память, общую моторику рук. Она дает малышу чувство психологической защищенности, доброту, мудрость, снимает тревогу, напряжение, формирует положительные эмоции к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...
Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста.
Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно тол...
Работа с педагогами.Консультация " "Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"
Консультативный материал для педагогов "Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"...
Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста.
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...
Консультация для педагогов «Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста»
Сказкотерапия - педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для...