Театр, как средство развитие творческих способностей ребенка
консультация
Театр, как средство развитие творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_kak_sredstvo_razvitiya_doshkolnika.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр, как одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.
Торошина Р.Р. воспитатель МДОУ №90
г.Нижнекамск
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как дошкольный.
Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих педагогических задач.
Воспитательные возможности театра очень широки. Участвуя в нем, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театр заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Кроме всего, с умственным развитием тесно связано и развитие речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура, интонации. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам и являются источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщают его к духовным ценностям. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Занятия театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Как же научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, и это все может дать театр.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет театральным актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к, различного рода, деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка.
В заключении необходимо отметить, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет вовлечения их в театрально-игровую деятельность. Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка, Золушка, Щелкунчик напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире и удержат от злого или несправедливого поступка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "
Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....
Кукольный театр как средство развития творческих способностей.
Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не толь...
Обобщение опыта "Театр как средство развития творческих способностей дошкольника"
Участие детей в театрализованной деятельности способствует овладению культурой речи ,то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, лог...
Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...
КОНКУРС Доклад " Музыкальный театр как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Из опыта работы по творческому воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ...
Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей.
Консультация для воспитателей....
Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...