Театр, как средство развитие творческих способностей ребенка
консультация

Торошина Рената Равильевна

Театр, как средство развитие творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_kak_sredstvo_razvitiya_doshkolnika.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Театр, как одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.

Торошина Р.Р. воспитатель МДОУ №90

г.Нижнекамск

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время  у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как дошкольный.

   Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр.

         Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих педагогических задач.

    Воспитательные возможности театра очень широки. Участвуя в нем, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театр заставляет детей думать, анализировать, делать выводы.  Кроме всего, с умственным развитием тесно связано и  развитие речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура, интонации. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам и  являются источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщают его к духовным ценностям. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения.  Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Занятия  театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Как же научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, и это все  может дать театр.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет театральным актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к, различного рода, деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть  включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка.

В заключении необходимо отметить, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет вовлечения их  в театрально-игровую деятельность. Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка, Золушка, Щелкунчик  напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире и удержат от злого или  несправедливого поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "

Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....

Кукольный театр как средство развития творческих способностей.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не толь...

Обобщение опыта "Театр как средство развития творческих способностей дошкольника"

Участие детей в театрализованной деятельности  способствует овладению культурой  речи ,то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, лог...

Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...

Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Методическая разработка   «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...