РЕБЕНОК ОСВАИВАЕТ ПРОСТРАНСТВО
статья (старшая группа)

Татьяна Кузакова

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве.

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важ­нейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено — солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕБЕНОК ОСВАИВАЕТ ПРОСТРАНСТВО»

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве.

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено — солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно.

Упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением.

 

Упр. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

Упр. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

Упр. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

Упр. «Кто, где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

 Упр. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

 Упр. «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

Упр. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? а слева? (и т.д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

Упр. «Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: «Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

Упр. «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение ребенком городского пространства через игровую деятельность.

Конспект игры-путешествия для старшей группы детей(5 лет – 6 лет) на тему: «Потеряшка» в городе»,Осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми Дл...

Статья на тему: «Ребенок в пространстве музея», «музейная работа в детском саду»

«История – сокровищница нашихдеяний, свидетельница прошлого,пример и поученье для настоящего,предостережение для будущего…»...

Программа дополнительного образования «Ребенок в пространстве»

Программа дополнительного образования«Ребенок в пространстве»...

"Голос ребенка" и пространство детской реализации

Пути развития ребенка: зона ближайего развития и пространство детской реализации...

Родительское собрание «Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире»

Цель: сформировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Задачи:Привлечь внимание родителей к необходимости проводить беседы на данную тему с детьми.Сформир...