Рисование пальчиками
консультация (младшая группа)
Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и
полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с
кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций. Рисование пальцами доступно для детей с раннего возраста, причем чем раньше родители или педагоги начнут творчески развивать ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем обучаться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_palchikami_dlya_detey.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование пальчиками
Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и
полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с
кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций. Рисование пальцами доступно для детей с раннего возраста, причем чем раньше родители или педагоги начнут творчески развивать ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем обучаться в школе.
С какого возраста ребенок может рисовать пальцами?
Эта техника рисования примитивная и доступная для освоения с
возраста, когда ребенок уже умеет сидеть, а концентрации его внимания
хватает хотя бы на 5 минут. Психологи-педагоги называют оптимальным
возраст 10–12 месяцев. В действительности все индивидуально. Если ребенок усидчивый, к занятиям можно приступать уже в 8–9 месяцев, когда младенец способен осознать, что его пальцы и ладони оставляют на бумажной поверхности красочные следы.
Какие краски использовать?
Поскольку пальчиками рисуют с раннего возраста, можно не
сомневаться, что маленький художник захочет лизнуть яркий пигмент. Чтобы
предупредить вероятность отравления, для малыша 1–2 лет предпочтительны не фабричные, а приготовленные родителями пигменты. Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый,шпинатный сок.
Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор
пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой
каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит,
иначе рисовать будет неудобно.
Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный.
Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную
консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного
масла, тщательно размешайте. Разделите массу на порции. В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можете добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.
Для дошкольников 3–4-летнего возраста, уже знающих, что нельзя тянуть
в рот все, что попадется на глаза, можно приобрести пальчиковые краски. В
отличие от маркеров, акварели, гуаши и прочих средств рисования, эти краски совершенно безвредны, в их составе нет токсичных компонентов, способных впитаться в организм через кожный покров. Имея в составе только воду, пигменты и связующие компоненты, они легко смываются даже с тканевых поверхностей.
При покупке красок от российского производителя убедитесь, что на
упаковке стоит номер санитарного разрешения. А на импортной продукции
должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам
безопасности. Пальчиковые краски готовы к эксплуатации, не требуют разбавления. Выпускаются изделия с горькими компонентами во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. Производятся краски с мелкими абразивными частицами в составе, делающими поверхность высохшего рисунка рельефной, шершавой. Есть изделия, которые светятся в темном помещении. Не стоит сразу покупать большой набор. Достаточно 4–5 основных колеров.
Рисование пальцами — не просто развлечение. Его основная цель —
сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. Поэтому школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили, мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем с письмом и чтением.
Вот какие задачи выполняет рисование пальцами:
- улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
- стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
- знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
- формирует представление о предметах, колерах и формах;
- развивает логическое и образное мышление;
- улучшает память, концентрацию внимания;
- развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к
изобразительному искусству;
- улучшает психоэмоциональное состояние.
Поскольку рисуют пальчиками совсем маленькие дети, важно
тщательно подготовиться к занятию, чтобы не пришлось проводить
капитальную чистку и стирку в доме. Одежда на ребенке должна быть той,
которую не жалко выкинуть после занятия, потому что маленький художник
непременно ее измажет. Если стоит теплая погода, малыша можно раздеть,
чтобы он не ограничивался бумагой, а смело пробовал рисовать на себе.
Закройте стол полиэтиленом или оставшимися от ремонта обойными кусками. Если есть клеенчатые передники, родитель может надеть их на себя и на малыша. Приступайте к занятию, когда ребенок находится в позитивном настроении, не голоден, не сонный. Не заставляйте малыша рисовать, иначе у него на прочь отпадет интерес к изобразительному творчеству. На застланный стол положите лист бумаги, краски, влажные салфетки и сухие тряпочки. Желательно отложить небольшое количество пигментов в рабочие емкости. Пигмент нужно чтобы он находился в широких и неглубоких емкостях, например, в обычных пластиковых крышках для закаточных банок или блюдечках.
Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко
размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета. На первых занятиях родитель или педагог должен помогать малышу,
показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Когда малыш
увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже. Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой. Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста должны на начальном этапе длиться не больше 5–10 минут. В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события.
Детям с 3–4-х лет можно предложить поработать с шаблонами.
Взрослый должен рассказать, как рисовать на эскизном изображении,
объяснить, что нельзя растирать краску по бумаге, вылезать за обрисованный контур. Пусть ребенок сам выберет шаблон, который хочет разрисовать. Большое количество шаблонов можно найти в свободном доступе в интернете, загрузить, распечатать. Можно использовать картинки не только для рисования пальцами, но и для создания пластилиновых картин. Шаблонные контуры бывают многоцветными, соответствующими колерам, которые нужно наносить пальчиком, и одноцветными. Плюс использования шаблонов в том, что родителю почти не приходится помогать малышу, рисунок получается красивым и понятным. Шаблоны могут быть внутренними, когда закрашивается пространство вокруг наложенного на бумагу силуэтного изображения, и наружными, когда раскрашивается сам объект, вырезанный по контуру из шаблонного листа.
Для малышей 2–4-х лет желательно подбирать сюжетно простые
картинки. Например, радугу, цветок, виноград, рябину, арбуз. Когда
дошкольник освоит технику рисования по шаблону, можно подобрать что ни будь посложнее. Например, бабочку, рыбку, новогоднюю елку, домашнего
питомца. Заниматься с дошкольником нужно, соблюдая определенную
этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:
Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышом раннего
возраста, который еще не способен создать на бумаге образы, но его
непременно увлечет размазывание ярких колеров по листу. На этом этапе
важно показать малышу технику рисования, а также постараться выделить
указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают
краску сразу всеми пальчиками. Нужно периодически в ходе занятия брать
указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им.
Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее.
Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно -прикладных навыков у будущего школьника. Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых вы лазить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года. Выстраивание по форме. Такая техника рисования предназначена для дошкольников 3–5 лет, которые уже имеют хорошую плоскостную и пространственную ориентацию. Она подразумевает, что ребенок изображает цветные пятна вдоль определенной линии или проставленных меток. Например, пальчиками нужно поставить зеленые листики на шаблонном
изображении ветки дерева. Или разноцветные лампочки на новогодней
гирлянде. Взрослому задание может показаться простым, но ребенок не всегда понимает, куда тыкать пальцы. Поэтому на первых порах ему нужно помогать, подсказывать нужные точки. Дорисовывание. Это самый творческий этап, к которому приступают, когда дошкольник уже хорошо владеет техникой рисования пальцами. На этом этапе отпечатки пальцев становятся основой для дальнейшего вырисовывания персонажа с применением воображения. Например, изобразив в ряд несколько
зеленых пятен, останется подрисовать маркерами глазки и ножки, чтобы
получилась забавная гусеница. Мазки. Это самый сложный этап. С помощью техники нанесения краски не пятнами, а мазками разной длины и толщины можно создавать высокохудожественные картины, напоминающие произведения импрессионистов. Рисование пейзажей и натюрмортов мазками практикуют в старших детсадовских группах, где дошкольники уже имеют представление о композиции, цветовых сочетаниях, оттеночных переходах. На занятиях с дошкольниками 2–4 лет можно совмещать рисование ладошками и пальчиками. При совмещении техник получаются интересные и оригинальные рисунки. Например, можно взять шаблон солнца, заполнить его округлыми пятнышками, подрисовать улыбку, а растопыренными ладошками изобразить вокруг него лучи. В ходе занятий рекомендуется рассказывать и показывать воспитанникам, что наносить цветные пятна на бумагу можно не только пальцами, но и другими вспомогательными средствами. Например, ватными палочками, поролоновыми фигурками, бутылочными крышками и еще многими вещами. Пусть дошкольник пофантазирует, подумает, чем еще можно оригинально рисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.
Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....
Конспект по рисованию в младшей группе «Снежная полянка для зайчика» . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиком и ватной палочкой.
Конспект по рисованию в младшей группе «Снежная полянка для зайчика»Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиком и ватной палочкой.Цель: Закреплять навыки рисовани...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками)
Тема: «Зёрнышки для цыпляток»Возрастная группа: 1-ая младшаяТип занятия: интегрированноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»
Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск поролоном, рисование пальчиками) «Елочка»
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....
В чём польза рисования пальчиками и ладошкой Как рисовать пальчиками
Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Несмотря не то, что специальные исследования подтверждают это, родители не особенно обращают внимание на такие занятия. А новейш...
Конспект НОД по рисованию нетрадиционная техника рисования для первой младшей группы. Рисование пальчиками.Тема: «Веточка рябины»
Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми также развивается нервная система ребенка,...