Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения
у детей старшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с его ростом и развитием. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на их деятельности и поведении. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие - гиперактивными, агрессивными. Дети стесняются своей речи, трудно вступают в общение с взрослыми и сверстниками.
Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира чувств и переживаний ребёнка. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений.
Одна из задач дошкольного учреждения - сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе психического. Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.
У детей дошкольного возраста с недоразвитием речи имеются свои особенности в эмоциональной сфере. Речь в развитии детей дошкольного возраста играет исключительно важную роль. Через речь дети усваивают предметную деятельность, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, развивают мышление, усваивают нравственные понятия. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Эмоциональное состояние является одной важнейших составляющих в развитии дошкольника. Эмоции играют важнейшую роль в жизни ребенка, так как положительные эмоции влияют на более успешное овладение жизненным опытом, а негативные эмоциональные состояния могут затормозить развитие. Дети с различными нарушениями в развитии, как правило, имеют отклонения в эмоциональных состояниях. Зная особенности психического развития детей с нарушениями в развитии можно вовремя скорректировать различные негативные проявления поведения детей.
Для детей с ОНР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.
Развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении.
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно, в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности, прежде всего, игры. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, отношения с детьми и положение в коллективе. Воспитанники в целом различают эмоции, изображённые графически, но часто не умеют выразить их мимикой, пантомимикой и интонацией. Дети правильно подбирают ситуацию, в которой они испытывали какую-то эмоцию, но затрудняются в словесном обозначении знакомых эмоций. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я».
В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.
Когда мы говорим об эмоциональном развитие детей с нарушением речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице. Характерной для всех вариантов речевого недоразвития является в той или иной форме выраженная стереотипность речи. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами".
Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок страдающий от речевого недоразвития может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У детей с нарушением речи, часто отмечается капризность, плаксивость, раздражительность, чувство тревоги и страха, достигая степени отказа от посещения детского сада, и другие невротические расстройства. Эмоциональная сфера детей с нарушением речи, отличается от ровесников, они наиболее вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. У детей старшего дошкольного возраста имеются нарушения в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании; для них характерна сниженная эмоциональность, активность в общении, скупость выражения своих переживаний. Для таких детей характерна слабая выраженность значимости дружеских связей. Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их психологической адаптации. Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно такие дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью.
Дети с нарушением речи с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. В момент страха у них наблюдается учащенные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей в тревогу. Большинство детей с нарушение речи отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких, болезненно реагируют на, казалось бы, нейтральные вопросы и предложения. Нарушение эмоционального развития у детей с нарушением речи проявляются в задержке по типу органического инфантилизма: недостаточной дифференцированности эмоций, их определенной инертности и монотонности. Если со стороны взрослых преобладает гиперопека, то это вносит в эту органическую структуру эмоционального недоразвития черты эгоцентризма, делает детей пассивно зависимыми от тех, к кому такой ребенок проявляет большую привязанность.
В последние годы увеличивается число дошкольников с недостатками речи, характерной особенностью которых являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. При этом наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов, в том числе эмоционально-личностном: ребенок с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него занижена самооценка, ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. С возрастом эти проблемы усугубляются. Такие особенности речевого развития, как бедность и не дифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует и развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, заниженной самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении. Для детей с недоразвитием речи характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, им трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Неадекватное восприятие взрослыми и сверстниками речевых трудностей ребенка, могут привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости. Следовательно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы Организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении помогает не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников с недостатками речевого развития, но и значительно смягчить недостатки в их эмоциональном развитии. За время работы в детском саду мною выявлена существенная разница эмоционального развития среди детей с правильной речью и детьми, имеющими недостатки в речи. Эти дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, тревожными, испытывают страхи, проявляют агрессию в поведении и т.д. Для изучения эмоционально-личностной сферы используют различные методики, затем по результатам обследования планируется коррекционная работа по развитию эмоционально-личностной сферы.
У детей с недостатками речи имеются особенности в развитии эмоциональной сферы. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, имеются скрытые страхи, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Также детям с нарушениями речи могут быть присущи: раздражительность, агрессивность, беспокойство, злобу и агрессию в поведении негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними, вследствие понимания своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта.
Таким образом, можно сделать вывод: эмоциональное развитие старших дошкольников с недостатками речи значительно ниже и имеет свои особенности, в отличие от детей с нормальной речью, развитие эмоциональной сферы которых, происходит в соответствии с возрастной нормой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...