Консультация для родителей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_sayt.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста».
Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Внимание является одним из основных условий обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию. Поэтому необходимо, как можно раньше проводить работу по развитию внимания у детей с ЗПР. А для этого нужно понимать, что такое внимание и знать особенности внимания детей с ЗПР.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с ЗПР развивается иначе. Разные формы ЗПР у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания, обусловленные функциональными или органическими нарушениями ЦНС - приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнение заданий игрового или учебного характера. Также у детей с ЗПР встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с ЗПР встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Также у детей с ЗПР наблюдается снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает меньший объём информации, чем тот на основе, которого можно эффективно решать игровые, учебные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом. Сниженная избирательность внимания детей с ЗПР, как ба окутывает их раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных побочных деталей. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР припятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Они наиболее характерны для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения.
Таким образом, мы видим, что у детей с ЗПР наиболее нарушено произвольное внимание. В дальнейшем, обучаясь в школе, им придётся выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием, поэтому в работе по развитию внимания необходимо придавать большое значение именно развитию произвольного внимания. Для этого используются специальные игры и упражнения, которые могут использовать как воспитатели, так и родители.
Вот некоторые из них:
Игра «Повторяй за мной».
Цель: Развитие активного произвольного внимания.
Содержание: Ребенок, стоя у своего стульчика, смотрит на водящего, и повторяет за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Твоя задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».
Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.
Игра «Угадай, что звучит?».
Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.
Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма).
Содержание: Взрослый знакомит ребенка с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а ребенок отгадывает, с помощью какого предмета был произведён звук.
Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а ты должен догадаться, с помощью какого предмета, я шумела».
Примечание: задание выполняется в полной тишине.
Задание «Раскрась вторую половинку».
Цель: развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания.
Оборудование: Листы с недорисованными изображениями для ребёнка, цветные карандаши.
Содержание: Ребенок выбирает нужные цвета, дорисовывает изображения на листах, называет что получилось.
Игра «Летает – не летает».
Цель: развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Содержание: Взрослый называет ребенку слова. Если данный предмет может летать – ребенок говорит слово «летает» и машет руками («крыльями», если предмет не летает – говорит «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры.
Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.
Игра «Выложи из палочек».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.
Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.
Содержание: Ребенок, опираясь на свою карточку-образец, выкладывает на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).
Инструкция: «Посмотри, что изображено у тебя на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будь внимателен.».
Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».
Игра «Запомни и нарисуй».
Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.
Оборудование: листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Содержание: Взрослый предъявляет предъявляет ребенку картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Ребенок воспроизводят изображение по памяти на своем листе, а затем сравнивает работы с образцом, анализирует свои ошибки.
Задание «Найди отличия».
Цель: развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания.
Оборудование: таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.
Содержание: дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин.
Инструкция: «рассмотри картины. Назови, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получишь жетон, в конце игры посмотрим, сколько жетонов получил
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».
Цель: Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.
Оборудование: мяч средних размеров.
Содержание: водящий называет предметы, бросает мяч ребенку. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч.
Инструкция: «Я сейчас буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».
Примечание: Сначала водящим становится взрослый, затем меняются дети поочерёдно. Если ребенку сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых ему предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста.
ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечат...
1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"
В первой статье представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР, игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...
Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста....
«Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста»
Виды внимания Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внима...
Консультация: "Развитие основных движений у детей с ОВЗ дошкольного возраста"
Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, требующая от работы педагогов терпения, использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динам...
Консультация для родителей:"Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте"
Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте....
Развитие внимания у детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством игры.
Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно внимание делает все наши психи...