Консультация для родителей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Лариса Сергеевна Типаева

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_sayt.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста».

Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.

     Внимание является одним из основных условий обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта с  взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться  подражать действиям взрослого,  действовать по образцу,  выполнять словесную инструкцию. Поэтому необходимо, как можно раньше проводить работу по развитию внимания у детей с ЗПР. А для этого нужно понимать, что такое внимание и знать особенности внимания детей с ЗПР.

Под вниманием понимается  направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.

В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с ЗПР развивается иначе. Разные формы ЗПР у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является  снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания, обусловленные функциональными или органическими нарушениями ЦНС -  приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнение заданий игрового или учебного характера. Также у детей с ЗПР встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок  по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с ЗПР встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Также у детей с ЗПР наблюдается снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает меньший объём информации, чем тот на основе,  которого можно эффективно решать игровые, учебные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.   Сниженная избирательность внимания   детей с ЗПР, как ба окутывает их раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных побочных деталей. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР припятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Они наиболее характерны для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения.

Таким образом,  мы видим,  что у детей с ЗПР  наиболее нарушено произвольное внимание. В дальнейшем, обучаясь в школе, им придётся выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием,  поэтому в работе по развитию внимания  необходимо придавать большое значение именно развитию произвольного внимания. Для этого используются специальные игры и упражнения, которые могут использовать как воспитатели,  так и родители.

 Вот некоторые из них:

Игра «Повторяй за мной».

Цель: Развитие активного произвольного внимания.

Содержание: Ребенок, стоя у своего стульчика, смотрит на водящего, и повторяет за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Твоя задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Игра «Угадай, что звучит?».

Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма).

Содержание: Взрослый знакомит ребенка с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а ребенок отгадывает, с помощью какого предмета был произведён звук.

Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а ты должен догадаться, с помощью какого предмета, я шумела».

Примечание: задание выполняется в полной тишине.

Задание «Раскрась вторую половинку».

Цель: развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания.

Оборудование: Листы с недорисованными изображениями для ребёнка, цветные карандаши.

Содержание: Ребенок выбирает нужные цвета, дорисовывает изображения на листах, называет  что получилось.

Игра «Летает – не летает».

Цель: развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Содержание: Взрослый называет ребенку слова. Если данный предмет может летать – ребенок говорит слово «летает» и машет руками («крыльями», если предмет не летает – говорит «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры.

Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Игра «Выложи из палочек».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.

Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.

Содержание: Ребенок, опираясь на свою карточку-образец, выкладывает на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).

Инструкция: «Посмотри, что изображено у тебя на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будь внимателен.».

Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».

Игра «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование: листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Содержание: Взрослый предъявляет предъявляет ребенку картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Ребенок воспроизводят изображение по памяти на своем  листе, а затем сравнивает работы с образцом, анализирует свои ошибки.

Задание «Найди отличия».

Цель: развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания.

Оборудование: таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

Содержание: дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин.

Инструкция: «рассмотри картины. Назови, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получишь жетон, в конце игры посмотрим, сколько жетонов получил

 

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».

Цель: Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.

Оборудование: мяч средних размеров.

Содержание: водящий называет предметы, бросает мяч ребенку. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч.

Инструкция:  «Я сейчас буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».

Примечание: Сначала водящим становится взрослый, затем меняются дети поочерёдно. Если ребенку сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых ему предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста.

ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечат...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста....

«Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста»

Виды внимания                            Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внима...

Консультация: "Развитие основных движений у детей с ОВЗ дошкольного возраста"

Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, требующая от работы педагогов терпения, использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динам...

Развитие внимания у детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством игры.

Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно внимание делает все наши психи...