РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром"
консультация

Непогода Полина Юрьевна

РЕКОМЕНДАЦИИ   РОДИТЕЛЯМ

 

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

  • Создайте условия для разнообразных действий с предметами. Помогайте малышу справляться с затруднениями в сотрудничестве с вами. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Уважительно относитесь к этим проявлениям самостоятельности, предоставляйте возможность проявлять инициативу.
  • Поощряйте стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку или чашку, поставить его на стульчик перед раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Поощряйте стремление к самообслуживанию: самостоятельно одеваться, умываться, застегивать пуговицы или молнию, надевать рукавицы и т.п.
  • Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженную похвалу высказывайте эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка; отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка

  • Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Одни родители, думая, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. А другие убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляя самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  • Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Это может быть похвала за хорошее поведение: «Какой молодец, сам убрал игрушки!» - или мягкое порицание: «Осторожно, так можно сделать больно сестричке». Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развитию

личностной активности и образа Я

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
  • Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявление самостоятельности и независимости.
  • С целью развития представлений о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с ним, затем, давая возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивания, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
  • Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное, неадекватное представление о себе, низкую самооценку.
  • Следует также учить ребенка узнавать себя и близких на фотографиях. Показывайте фотографии мамы, папы, бабушки, знакомых взрослых, других детей. Учите узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом Я.
  • Обратите внимание на развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствуют о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение взрослые. Это развивающееся Я ребенка. Уважайте его право на собственность и одновременно учите считаться с аналогичными правами других людей.
  • Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с полоролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают кукол, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность; подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.
  • Поощряйте проявление чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Развивайте способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

Создавайте условия для общения со сверстниками

  • Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям. Привлекайте внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей. Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая, им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).
  • Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым, умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
  • Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: Коля любит играть в футбол, а Вася - нет; Миша любит кататься на велосипеде, а Маша - на самокате и т.п. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека - важный аспект развития социального Я, начинающегося уже в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру

Презентация  на тему: Возможности использования интерактивного оборудования в развитии у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру...

КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.направления  44.03.01.Педагогическое образованиепсихолого-педагогического и специального о...

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу....

Как способствовать развитию личности ребёнка в отношениях с окружающим миром?

ull;   Создайте условия для разнообразных действий с предметами. Помогайте малышу справляться с трудностями в общении. Освоив отдельные действия, ребёнок, как правило, начинает проти...

Приказ. от 31.05.2023г. " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе познавательного развития".

Приказ.от 31.05.2023г.  " О подготовке и проведении педагогического совета № 4"Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережного отношения к окружа...