Детско-родительский проект для родителей детей с РАС "Азбука профессий"
проект

Спирина Светлана Васильевна

Когда мы обсуждаем детей с РАС, то очень часто говорим о нарушениях аффективно-эмоциональной сферы – нарушении поведения, приводящем к искажению всех пропорций психического развития в препятствующем  эффективном обучению. Под обучением понимается все то, что ребенок должен усвоить, для того чтобы жить в мире людей: уметь обслуживать свои элементарные жизненные потребности, общаться, выражать свои желания, понимать других, усваивать необходимую информацию из различных источников, трудиться и отдыхать.

Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии, возникающие при посещении детьми необходимых социальных объектов в городе.

В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребенка это поездка в гости, поход в поликлинику и т. п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.

Поэтому, перед специалистами стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_professiy.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука профессий

Цель. Создать условия для формирования навыков социального взаимодействия детей с РАС при посещении социальных объектов посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи.

  1. Провести мониторинг затруднений посещения жизненно необходимых социальных объектов в городе.
  2. Познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям. Оказывать помощь родителям и включать их в решении коррекционно-развивающих задач по совместному проекту.
  3. Разработка алгоритма действия и поведения для детей с РАС при посещении жизненно-необходимых социальных объектов. Профилактика и коррекция тревожности и страхов при посещении социальных объектов с помощью сюжетно-ролевой игр.
  4. Развивать эмоционально-коммуникативные навыки и социально-бытовые компетенции детей с РАС.
  5. Формировать представления детей о профессиях, орудиях и предметах труда, трудовых действиях; Учить детей распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни. помочь детям накопить определенный социальный опыт.
  6. Пополнять предметно-развивающую среду атрибутами к сюжетно-ролевым играм.  

Когда мы обсуждаем детей с РАС, то очень часто говорим о нарушениях аффективно-эмоциональной сферы – нарушении поведения, приводящем к искажению всех пропорций психического развития в препятствующем  эффективном обучению. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт показывает, что для этой категории дошкольников должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право детей на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования. Под обучением понимается все то, что ребенок должен усвоить, для того чтобы жить в мире людей: уметь обслуживать свои элементарные жизненные потребности, общаться, выражать свои желания, понимать других, усваивать необходимую информацию из различных источников, трудиться и отдыхать.

Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии, возникающие при посещении детьми необходимых социальных объектов в городе.

В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребенка это поездка в гости, поход в поликлинику и т. п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.

Поэтому, перед специалистами стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с РАС не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. Так как, у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому легче и естественнее всего организовать социально–бытовую реабилитацию у детей с РАС, через игру. А именно, через сюжетно-ролевые игры. Они выполняют огромную роль в процессе  развития  детей, их  адаптации, социализации, коррекции  и воспитания. Сюжетные игры  имеют социальную природу и строятся на  расширяющемся  представлении детей о жизни взрослых.  Отличительная особенность этих игр в том, что у детей нормы развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового, каждый  ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.  А у детей с РАС другая задача…

На основе сюжетно-ролевой игры, которую проигрываем стереотипно, с помощью алгоритма последовательных действий, учим детей взаимодействовать с людьми, посещая жизненно важные социальные объекты.

Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка с РАС отличается рядом особенностей.

Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает.  Потому что:  игра не вызывает интереса,

  • игра не носит продолжительного характера;
  • в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;
  • у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов.

На первом этапе специального обучения с ребенком играет взрослый.

На втором этапе, после обучения элементам сюжетно-ролевой игры можно подключать другого ребенка к игровой деятельности.

На третьем этапе развития сюжетно-ролевой игры дети начинают проигрывать элементы сюжета совместно, самостоятельно. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Постепенно ребенок приобретает опыт общения с разными людьми сначала в семейном кругу, в детском саду, а затем и за его пределами, успешно продвигаясь по пути социального развития. Рамки вхождения в социум со временем расширяются. Ритуализированные формы поведения позволяют ребенку с РАС с помощью взрослого правильно взаимодействовать с окружающими людьми, используя общекультурные нормы поведения: здороваться, говорить спокойно, не шуметь, уметь подождать и т. п.

В сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Основной задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета. Обучение позволяет научить последовательно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку. Главным моментом является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. ( Больница, Парикмахерская, Шофёр).

Ролевые игры включают в себя проигрывание ситуаций или видов деятельности в структурированной среде.

Посещение общественных мест часто является непростой задачей для ребенка с РАС и его родителей. У многих детей возникает состояние сильной тревоги, которое проявляется в поведении ребенка: он начинает кричать, закрывать уши руками, тянуть за руку, толкать родителей или направляется к выходу.

Для ребенка с РАС, который плохо понимает речь, не умеет объяснить словами то, что он чувствует или то, что ему нужно, у которого есть стойкие привычки посещение общественных мест превращается в кошмар. Попытки родителей успокоить ребенка уговорами или переключением на мотивационную деятельность часто бывают безуспешными. Более того, эти попытки приводят к закреплению агрессивного поведения, и в следующий раз ребенок ведет себя в подобной ситуации еще хуже.

        Для того чтобы облегчить процесс посещения необходимых социальных объектов и умерить тревогу потребуется обучение, к которому нужно тщательно подготовиться. Применяемый нами прием коррекции нежелательного поведения через сюжетно-ролевую игру. Поведенческие репетиции могут существенно помочь родителям подготовить ребенка к посещению необходимых социальных объектов и уменьшить вероятность возникновения истерик и проблемного поведения в процессе адаптации к общественным местам.

        Эффективными формами являются социальные истории, в которых картинки подкреплены короткими фразами, описаны действия ребенка и взрослых, их взаимоотношения и поведение. Важным условием является обыгрывание предстоящих посещений в сюжетно-ролевой игре.

         Педагоги оказывают большую помощь родителям в составлении визуального распорядка дня с набором карточек, изображения на которых соответствует действиям ребенка в стенах общественного места. Ребенку действительно становится спокойнее, и чувство сильной тревоги смягчается.

          Игровая зона «Поликлиника» имеет определённый игровой материал: медицинские инструменты, градусники, бланки рецептов и т.д. Здесь ребенок берет на себя роль врача, который осматривает больных, внимательно выслушивает жалобы, задаёт вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, выписывает лекарства. Дети играют и воспроизводят в игре знакомые жизненные ситуации, берут на себя роль взрослых и больных.

Игры на тему «Поликлиника» формируют представления о работе врача и алгоритме поведения при осмотре. Составляем социальную историю: готовим для детей рассказ с картинками, в котором описаны действия или процедуры, которые будут происходить с ребенком в поликлинике. Объясняем, кто там будет присутствовать, какие процедуры будут проводиться и как следует себя вести. Обязательно обращаем внимание на то, что свою очередь нужно ожидать спокойно.

Важным условием является обыгрывание предстоящих процедур в сюжетно-ролевой игре. Также обучаем детей через дидактическую игру «Части тела». Надписи нашим детям недоступны, поэтому обозначения частей тела оформили картинками с надписями, что способствует обучению методом глобального чтения. Если ребенок заболел, помогаем родителям составить визуальный календарь, если предстоит госпитализация. Ребенок с мамой перед сном зачеркивают прожитый день, считают, сколько осталось дней. Дополнительно составляем визуальное расписание с набором карточек, изображение на которых соответствует действиям ребенка в стенах поликлиники. С такой помощью ребенку становится спокойнее, и чувство сильной тревоги смягчается.

Игровая зона «Супермаркет» насыщена разнообразным   игровым предметным материалом - от сумочек до «продуктов», касса, весы, деньги - разноцветные бумажки.

Стрессом для ребенка с РАС и его семьи может стать и поход в магазин. Если не обучать его социальным навыкам поведения, ему будет сложно понять, зачем вообще идти в магазин. Ребенок может не понимать, что всем людям приходится это делать, а это вызовет у него раздражение стресс, которые будут выражаться в поведенческих проблемах. Некоторые детине понимают, что поход в магазин скоро закончится, и им нужны визуальные подсказки, чтобы напоминать об этом. Ребенок не понимает, почему нельзя взять много разных продуктов и понравившихся коробочек, хаотично сметая их из полок в корзину.

Обязательным условием в процессе обучения считаются тематические дидактические игры, позволяющие познакомить ребенка с профессией продавца, продуктами питания и оборудованием в магазине. У детей расширяются знания о труде продавца, о его взаимоотношениях с покупателями, о товарах, которые продаются в магазине. Все полученные знания дети воплощают в обыденную ситуацию: дома закончились продукты, как купить только нужные продукты.  Играя в игру «Супермаркет», ребенок выбирает корзину с обозначение тех продуктов, которые ему надо купить. Его задача – взять пустую корзину и найти из предлагающих картинок (список покупок) те, которые обозначены в ленте продуктов. В другой игре ребенок должен разложить на полки продукты из одной категории.

Дети с РАС лучше воспринимают визуальные образы, чем устную речь. В уголке сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» подготовлено визуальное расписание из последовательности картинок. Карточки содержат последовательность действий человека в магазине и помогают ребенку понять его пошаговые действия, что способствует формированию правильного социального поведения. Социальная игра «Супермаркет» воспитывает у детей этику поведения, умение вести себя в общественных местах, развивает коммуникативные навыки.              

Игровая зона «Парикмахерская»

Многим родителям очень сложно отвести своего ребенка к парикмахеру. Любой ребенок может испытывать серьезный стресс в парикмахерской, но для ребенка с РАС визит в салон может быть особенно драматичным. Он не может справиться с эмоциями от того, что кто-то нарушает его личное пространство, или просто из за страха перед незнакомым человеком и предстоящими действиями со стороны этого человека.

Многие дети с РАС не переносят звуки или другие возбудители, поэтому ножницы, фены, косметика с запахом, необходимость надеть на себя пеньюар для стрижки – все это тоже вызывает сильное беспокойство. Многие люди с аутизмом испытывают серьезные трудности с чужими прикосновениями.

Наша задача- облегчить посещение парикмахерской ребенка с РАС и его родителей. Ребенка необходимо научить спокойному отношению к действиям парикмахера и сформировать адекватное поведение. Так мы проигрываем с ребенком действия парикмахера по ролям. Ребенок привыкает к использованию ножниц и их вид в парикмахерской будет для него менее пугающим. Социальные истории и другие методы визуальной поддержки помогают объяснить ребенку последовательность действий, которые использует парикмахер. Мы рекомендуем родителям заблаговременно сообщать ребенку о предстоящем визите к парикмахеру. Отмечаем день посещения на визуальном календаре и обязательно обращаем внимание ребенка на поощрение, которое он может получить при спокойном поведении во время стрижки.

    Игровая зона «Дом» побуждает детей воспроизводить бытовые действия в семье, развивает умение самостоятельно выполнять поручения в домашних условиях.  Для игры используется различный игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы, игровая мебель. Дети учатся вносить в игру элементы труда: мытьё посуды, стирка кукольного белья, готовка пищи, уборка дома. Используются способы обогащения игры путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций.  Сначала создаем игровую обстановку, отрабатываем действия по составленному алгоритму действий, а потом применяем знания в повседневной жизни. Воспитатель берет чистый список продуктов и подводит ребенка к планшету с социальной историей в уголке «Дом». Перечисляет названия продуктов, проговаривая с ребенком, а он прикрепляет картинку продуктов к списку покупок. Ребенок кладет все продукты из списка в корзину, потом идет на кассу. Нужно спокойно дождаться очереди и заплатить деньги продавцу за продукты. Получает сдачу, убирает продукты в пакет и идет домой. Такая длинная цепочка формируется постепенно, начиная с элементарных действий, совместно с воспитателем.

Когда у ребенка будет сформировано социально принятое поведение в магазине, мы рекомендуем родителям вводить список покупок в реальную жизнь. Когда ребенок «приносит продукты из магазина», их необходимо разложить в холодильник. Через дидактические игры в уголке «Дом» ребенок знакомится с профессией - повар. Ребенку предлагается по схеме приготовить салат, пиццу (разрезные картинки, раскраски). Также в этой зоне формируются основные бытовые действия: убрать игрушки, помыть посуду, накрыть на стол, пропылесосить, стирать белье.

        

При составлении алгоритма последовательных действий учитываем следующие факторы:

• Звуки. Детям с аутизмом трудно даётся игнорирование звуков, которые для нас лишь фоновый шум. Например, разговоры других людей, звук кассовых аппаратов, работа кондиционеров, шуршание покупок, внезапные громкие звуки из громкоговорителя — всё это может вызвать сенсорную перегрузку.

• Запахи. Запахи тоже вызывают перегрузку. Например, духи, запахи из кондитерского или хозяйственного отдела. Возможно, вы замечали, что какие-то отделы ребёнку не нравятся больше остальных.

• Зрительная информация. Сильные лампочки, отражённый свет, яркие цвета упаковок, мигающие вывески — всё это может вызывать визуальную перегрузку.

• Прикосновения. Многие дети с аутизмом чувствительны к прикосновениям. Это может вызвать нежелательное поведение.

• Недостаточное понимание ситуации. Возможно, проблема в том, что ребёнок не понимает, зачем вообще куда то ходить и почему родители совершают те или иные действия.

Что же с этим делать? Определяем стратегии для преодоления этих проблем:

  1. Дневник. Полезная вещь для родителя. Лучше всего записывать, какое поведение было у вашего ребёнка во время каждого посещения социального объекта. Записывайте всё подробно: куда ходили, как долго длилось нежелательное поведение, когда прекратилось, что произошло до поведения и после поведения.Потом этот дневник можно показать поведенческому специалисту, чтобы он определил возможные причины нежелательного поведения и помог с решением проблемы.
  2. Подготовка. Лучше всего заранее готовиться к походу. Можно показать фото, видео, мультфильм. Сделать карточки для визуального расписания, поиграть в поход, заранее обсудить планы на поход— показать фото, что ребенку нужно будет сделать. Если ребёнок будет знать, что ему предстоит — это значительно снизит уровень нежелательного поведения.
  3. Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Очень важно сделать такую игру максимально приближенной к происходящему в реальности; также нужно подчеркнуть сенсорные аспекты этого процесса. Вы можете взять безопасные детские ножницы и резать бумагу вместе с ребенком. Если ребенок привыкнет к использованию ножниц, то их вид в парикмахерской будет для него менее пугающим.
  4. Планшетка «Сначала-Потом». Вы можете принести в магазин планшетку «Сначала-Потом», где будет изображён магазин в поле «Сначала», а в поле «Потом» будет изображено место, куда вы пойдёте дальше, чтобы напоминать ребёнку, что поход в магазин скоро закончится.
  5. Карточки стресса. Один из вариантов визуальной поддержки в магазине. Можно придумать и научить малыша использовать карточки во время похода в магазин. Например, можно сделать две карточки: «Мне плохо» или «Всё в порядке».
  6. Также следует не забывать про шум подавляющие наушники, беруши и солнечные очки (если есть сверхчувствительность к свету) (например в парикмахерской или у стоматолога).
  7. Награды. Если вы хорошо сходили в магазин, важно сразу же поощрить ребёнка. Можно придумать специальное лакомство, которые вы даёте только после посещения того или иного социального объекта.

ВЫВОД

Используя визуальные пособия, доступные дидактические игры, поощрения и подсказки (алгоритм действий), визуальные календари и визуальные расписания, мы помогаем подготовить ребенка к «неприятным» для него процессам и облегчаем жизнь ему и его родителям.

Для разнообразия сюжетно-ролевых игру нас в группе созданы игровые уголки, которые оснащены разнообразным полифункциональными атрибутами. Данные атрибуты дети используют как по назначению, так и как заместители. Постоянное пополнение развивающей предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало.

План реализации проекта с воспитанниками с ОВЗ

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Активное познание окружающего мира

Дидактические игры и упражнения

Развитие игровой предметной среды 

1. Целевая прогулка с родителями в «Супермаркет».

Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.

2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин».

Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.

4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек».

1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине»

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

3. Проблемная ситуация: «Дома закончились продукты».

4. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин»,

«Научим зайку ходить в магазин».

1. Подбор фартука и шапочки для продавца.

2. Оформление макета - витрины.

3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (печенье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги - разноцветные бумажки).

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».

3. Встреча с медсестрой детского сада.

4. Беседа «Как доктор лечит детей».

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет».

Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник).

3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом).

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .

2. Внесение халата шапочки для врача.

3. Внесение предметов-заместителей (вата-кусочек поролона, таблетки–рисунок на картоне).

4. Изготовление макета-ширмы «Аптека»

Сюжетно-ролевая игра «Водители»

1. Целевая прогулка с родителями по ближайшей улице.

2. Беседа на тему «На чем люди ездят»

3. Рассматривание альбома «Транспорт»

4. Приглашение в гости папы – водителя.

5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

6. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером).

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в гости, в магазин»

Цель: продолжать учить воспитанников разнообразить игровые действия.

3. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть? »

4. Игровая ситуация на интерактивной доске «Правила дорожного движения».

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, набор ключей, игрушки – автобуса.

2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).

3. Изготовление макета «Правила дорожного движения».

4. Изготовление пособия по ПДД «ладошки – дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

3. Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

4. Мама парикмахер у нас в гостях.

5. Рассказ мамы «Как я ходила к парикмахеру»

1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

3. Продуктивная деятельность «Расческа для мишутки».

4. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.

2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из-под ниток – бигуди.

3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).

4. Изготовление макета-витрины «Принадлежности для прически»

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

1. Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

2. Беседа на тему «Моя мама».

3. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображением семьи.

4. Фотовитрина из семейных фотографий.

1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом». Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку». Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

1. Создание игровой обстановки в кукольном уголке.

2. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки, бытовых приборов.

3. Внесение в игру предметов заместителей.

4. Общение воспитателя с воспитанниками.

Перспективное планирование работы с родителями

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Анкетирование «Посещение жизненно необходимых социальных объектов в городе детьми с РАС»

Знакомство с детско-родительским проектом «Азбука профессий»

Составление плана мероприятий

Октябрь

Выбор сюжетно-ролевой игры для изготовления атрибутов (макеты).

Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с РАС»

Ноябрь

  1.  Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (изготовление списка продуктов)

Изготовление визуальных подсказок.

Составление алгоритма последовательных действий посещения супермаркета

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» (мастер-класс «Конкурс причесок»)

Изготовление визуального календаря,  алгоритма последовательных действий посещения парикмахерской

Январь

Февраль

  1. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (изготовление ширмы «Аптека»)

Консультации по составлению и применению визуального календаря и расписания.

Составление алгоритма последовательных действий посещения поликлинники

Март

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на транспорте» с использованием игротерапии по ПДД

Консультации по применению алгоритма действий.

Составление алгоритма последовательных действий в транспорте.

Апрель

Итоговое мероприятие Сюжетно-ролевая игра «Семья» (комплекс изученных игровых действий)

Круглый стол.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей....

«Природа и фантазия» Выставка детско-родительских работ. Совместная работа родителей, детей и воспитателя.

В нашем детском саду проходит ежегодная детско-родительская выставка поделок из природного материала. В этом году она носит название «Природа и фантазия».  Мы...

Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...