Детско-родительский проект для родителей детей с РАС "Азбука профессий"
проект
Когда мы обсуждаем детей с РАС, то очень часто говорим о нарушениях аффективно-эмоциональной сферы – нарушении поведения, приводящем к искажению всех пропорций психического развития в препятствующем эффективном обучению. Под обучением понимается все то, что ребенок должен усвоить, для того чтобы жить в мире людей: уметь обслуживать свои элементарные жизненные потребности, общаться, выражать свои желания, понимать других, усваивать необходимую информацию из различных источников, трудиться и отдыхать.
Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии, возникающие при посещении детьми необходимых социальных объектов в городе.
В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребенка это поездка в гости, поход в поликлинику и т. п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.
Поэтому, перед специалистами стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_professiy.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука профессий
Цель. Создать условия для формирования навыков социального взаимодействия детей с РАС при посещении социальных объектов посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи.
- Провести мониторинг затруднений посещения жизненно необходимых социальных объектов в городе.
- Познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям. Оказывать помощь родителям и включать их в решении коррекционно-развивающих задач по совместному проекту.
- Разработка алгоритма действия и поведения для детей с РАС при посещении жизненно-необходимых социальных объектов. Профилактика и коррекция тревожности и страхов при посещении социальных объектов с помощью сюжетно-ролевой игр.
- Развивать эмоционально-коммуникативные навыки и социально-бытовые компетенции детей с РАС.
- Формировать представления детей о профессиях, орудиях и предметах труда, трудовых действиях; Учить детей распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни. помочь детям накопить определенный социальный опыт.
- Пополнять предметно-развивающую среду атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
Когда мы обсуждаем детей с РАС, то очень часто говорим о нарушениях аффективно-эмоциональной сферы – нарушении поведения, приводящем к искажению всех пропорций психического развития в препятствующем эффективном обучению. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт показывает, что для этой категории дошкольников должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право детей на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования. Под обучением понимается все то, что ребенок должен усвоить, для того чтобы жить в мире людей: уметь обслуживать свои элементарные жизненные потребности, общаться, выражать свои желания, понимать других, усваивать необходимую информацию из различных источников, трудиться и отдыхать.
Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии, возникающие при посещении детьми необходимых социальных объектов в городе.
В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребенка это поездка в гости, поход в поликлинику и т. п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.
Поэтому, перед специалистами стоит задача сформировать у детей знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с РАС не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. Так как, у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому легче и естественнее всего организовать социально–бытовую реабилитацию у детей с РАС, через игру. А именно, через сюжетно-ролевые игры. Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Отличительная особенность этих игр в том, что у детей нормы развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового, каждый ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. А у детей с РАС другая задача…
На основе сюжетно-ролевой игры, которую проигрываем стереотипно, с помощью алгоритма последовательных действий, учим детей взаимодействовать с людьми, посещая жизненно важные социальные объекты.
Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка с РАС отличается рядом особенностей.
Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Потому что: игра не вызывает интереса,
- игра не носит продолжительного характера;
- в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;
- у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.
Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов.
На первом этапе специального обучения с ребенком играет взрослый.
На втором этапе, после обучения элементам сюжетно-ролевой игры можно подключать другого ребенка к игровой деятельности.
На третьем этапе развития сюжетно-ролевой игры дети начинают проигрывать элементы сюжета совместно, самостоятельно. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.
Постепенно ребенок приобретает опыт общения с разными людьми сначала в семейном кругу, в детском саду, а затем и за его пределами, успешно продвигаясь по пути социального развития. Рамки вхождения в социум со временем расширяются. Ритуализированные формы поведения позволяют ребенку с РАС с помощью взрослого правильно взаимодействовать с окружающими людьми, используя общекультурные нормы поведения: здороваться, говорить спокойно, не шуметь, уметь подождать и т. п.
В сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Основной задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета. Обучение позволяет научить последовательно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку. Главным моментом является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. ( Больница, Парикмахерская, Шофёр).
Ролевые игры включают в себя проигрывание ситуаций или видов деятельности в структурированной среде.
Посещение общественных мест часто является непростой задачей для ребенка с РАС и его родителей. У многих детей возникает состояние сильной тревоги, которое проявляется в поведении ребенка: он начинает кричать, закрывать уши руками, тянуть за руку, толкать родителей или направляется к выходу.
Для ребенка с РАС, который плохо понимает речь, не умеет объяснить словами то, что он чувствует или то, что ему нужно, у которого есть стойкие привычки посещение общественных мест превращается в кошмар. Попытки родителей успокоить ребенка уговорами или переключением на мотивационную деятельность часто бывают безуспешными. Более того, эти попытки приводят к закреплению агрессивного поведения, и в следующий раз ребенок ведет себя в подобной ситуации еще хуже.
Для того чтобы облегчить процесс посещения необходимых социальных объектов и умерить тревогу потребуется обучение, к которому нужно тщательно подготовиться. Применяемый нами прием коррекции нежелательного поведения через сюжетно-ролевую игру. Поведенческие репетиции могут существенно помочь родителям подготовить ребенка к посещению необходимых социальных объектов и уменьшить вероятность возникновения истерик и проблемного поведения в процессе адаптации к общественным местам.
Эффективными формами являются социальные истории, в которых картинки подкреплены короткими фразами, описаны действия ребенка и взрослых, их взаимоотношения и поведение. Важным условием является обыгрывание предстоящих посещений в сюжетно-ролевой игре.
Педагоги оказывают большую помощь родителям в составлении визуального распорядка дня с набором карточек, изображения на которых соответствует действиям ребенка в стенах общественного места. Ребенку действительно становится спокойнее, и чувство сильной тревоги смягчается.
Игровая зона «Поликлиника» имеет определённый игровой материал: медицинские инструменты, градусники, бланки рецептов и т.д. Здесь ребенок берет на себя роль врача, который осматривает больных, внимательно выслушивает жалобы, задаёт вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, выписывает лекарства. Дети играют и воспроизводят в игре знакомые жизненные ситуации, берут на себя роль взрослых и больных.
Игры на тему «Поликлиника» формируют представления о работе врача и алгоритме поведения при осмотре. Составляем социальную историю: готовим для детей рассказ с картинками, в котором описаны действия или процедуры, которые будут происходить с ребенком в поликлинике. Объясняем, кто там будет присутствовать, какие процедуры будут проводиться и как следует себя вести. Обязательно обращаем внимание на то, что свою очередь нужно ожидать спокойно.
Важным условием является обыгрывание предстоящих процедур в сюжетно-ролевой игре. Также обучаем детей через дидактическую игру «Части тела». Надписи нашим детям недоступны, поэтому обозначения частей тела оформили картинками с надписями, что способствует обучению методом глобального чтения. Если ребенок заболел, помогаем родителям составить визуальный календарь, если предстоит госпитализация. Ребенок с мамой перед сном зачеркивают прожитый день, считают, сколько осталось дней. Дополнительно составляем визуальное расписание с набором карточек, изображение на которых соответствует действиям ребенка в стенах поликлиники. С такой помощью ребенку становится спокойнее, и чувство сильной тревоги смягчается.
Игровая зона «Супермаркет» насыщена разнообразным игровым предметным материалом - от сумочек до «продуктов», касса, весы, деньги - разноцветные бумажки.
Стрессом для ребенка с РАС и его семьи может стать и поход в магазин. Если не обучать его социальным навыкам поведения, ему будет сложно понять, зачем вообще идти в магазин. Ребенок может не понимать, что всем людям приходится это делать, а это вызовет у него раздражение стресс, которые будут выражаться в поведенческих проблемах. Некоторые детине понимают, что поход в магазин скоро закончится, и им нужны визуальные подсказки, чтобы напоминать об этом. Ребенок не понимает, почему нельзя взять много разных продуктов и понравившихся коробочек, хаотично сметая их из полок в корзину.
Обязательным условием в процессе обучения считаются тематические дидактические игры, позволяющие познакомить ребенка с профессией продавца, продуктами питания и оборудованием в магазине. У детей расширяются знания о труде продавца, о его взаимоотношениях с покупателями, о товарах, которые продаются в магазине. Все полученные знания дети воплощают в обыденную ситуацию: дома закончились продукты, как купить только нужные продукты. Играя в игру «Супермаркет», ребенок выбирает корзину с обозначение тех продуктов, которые ему надо купить. Его задача – взять пустую корзину и найти из предлагающих картинок (список покупок) те, которые обозначены в ленте продуктов. В другой игре ребенок должен разложить на полки продукты из одной категории.
Дети с РАС лучше воспринимают визуальные образы, чем устную речь. В уголке сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» подготовлено визуальное расписание из последовательности картинок. Карточки содержат последовательность действий человека в магазине и помогают ребенку понять его пошаговые действия, что способствует формированию правильного социального поведения. Социальная игра «Супермаркет» воспитывает у детей этику поведения, умение вести себя в общественных местах, развивает коммуникативные навыки.
Игровая зона «Парикмахерская»
Многим родителям очень сложно отвести своего ребенка к парикмахеру. Любой ребенок может испытывать серьезный стресс в парикмахерской, но для ребенка с РАС визит в салон может быть особенно драматичным. Он не может справиться с эмоциями от того, что кто-то нарушает его личное пространство, или просто из за страха перед незнакомым человеком и предстоящими действиями со стороны этого человека.
Многие дети с РАС не переносят звуки или другие возбудители, поэтому ножницы, фены, косметика с запахом, необходимость надеть на себя пеньюар для стрижки – все это тоже вызывает сильное беспокойство. Многие люди с аутизмом испытывают серьезные трудности с чужими прикосновениями.
Наша задача- облегчить посещение парикмахерской ребенка с РАС и его родителей. Ребенка необходимо научить спокойному отношению к действиям парикмахера и сформировать адекватное поведение. Так мы проигрываем с ребенком действия парикмахера по ролям. Ребенок привыкает к использованию ножниц и их вид в парикмахерской будет для него менее пугающим. Социальные истории и другие методы визуальной поддержки помогают объяснить ребенку последовательность действий, которые использует парикмахер. Мы рекомендуем родителям заблаговременно сообщать ребенку о предстоящем визите к парикмахеру. Отмечаем день посещения на визуальном календаре и обязательно обращаем внимание ребенка на поощрение, которое он может получить при спокойном поведении во время стрижки.
Игровая зона «Дом» побуждает детей воспроизводить бытовые действия в семье, развивает умение самостоятельно выполнять поручения в домашних условиях. Для игры используется различный игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы, игровая мебель. Дети учатся вносить в игру элементы труда: мытьё посуды, стирка кукольного белья, готовка пищи, уборка дома. Используются способы обогащения игры путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций. Сначала создаем игровую обстановку, отрабатываем действия по составленному алгоритму действий, а потом применяем знания в повседневной жизни. Воспитатель берет чистый список продуктов и подводит ребенка к планшету с социальной историей в уголке «Дом». Перечисляет названия продуктов, проговаривая с ребенком, а он прикрепляет картинку продуктов к списку покупок. Ребенок кладет все продукты из списка в корзину, потом идет на кассу. Нужно спокойно дождаться очереди и заплатить деньги продавцу за продукты. Получает сдачу, убирает продукты в пакет и идет домой. Такая длинная цепочка формируется постепенно, начиная с элементарных действий, совместно с воспитателем.
Когда у ребенка будет сформировано социально принятое поведение в магазине, мы рекомендуем родителям вводить список покупок в реальную жизнь. Когда ребенок «приносит продукты из магазина», их необходимо разложить в холодильник. Через дидактические игры в уголке «Дом» ребенок знакомится с профессией - повар. Ребенку предлагается по схеме приготовить салат, пиццу (разрезные картинки, раскраски). Также в этой зоне формируются основные бытовые действия: убрать игрушки, помыть посуду, накрыть на стол, пропылесосить, стирать белье.
При составлении алгоритма последовательных действий учитываем следующие факторы:
• Звуки. Детям с аутизмом трудно даётся игнорирование звуков, которые для нас лишь фоновый шум. Например, разговоры других людей, звук кассовых аппаратов, работа кондиционеров, шуршание покупок, внезапные громкие звуки из громкоговорителя — всё это может вызвать сенсорную перегрузку.
• Запахи. Запахи тоже вызывают перегрузку. Например, духи, запахи из кондитерского или хозяйственного отдела. Возможно, вы замечали, что какие-то отделы ребёнку не нравятся больше остальных.
• Зрительная информация. Сильные лампочки, отражённый свет, яркие цвета упаковок, мигающие вывески — всё это может вызывать визуальную перегрузку.
• Прикосновения. Многие дети с аутизмом чувствительны к прикосновениям. Это может вызвать нежелательное поведение.
• Недостаточное понимание ситуации. Возможно, проблема в том, что ребёнок не понимает, зачем вообще куда то ходить и почему родители совершают те или иные действия.
Что же с этим делать? Определяем стратегии для преодоления этих проблем:
- Дневник. Полезная вещь для родителя. Лучше всего записывать, какое поведение было у вашего ребёнка во время каждого посещения социального объекта. Записывайте всё подробно: куда ходили, как долго длилось нежелательное поведение, когда прекратилось, что произошло до поведения и после поведения.Потом этот дневник можно показать поведенческому специалисту, чтобы он определил возможные причины нежелательного поведения и помог с решением проблемы.
- Подготовка. Лучше всего заранее готовиться к походу. Можно показать фото, видео, мультфильм. Сделать карточки для визуального расписания, поиграть в поход, заранее обсудить планы на поход— показать фото, что ребенку нужно будет сделать. Если ребёнок будет знать, что ему предстоит — это значительно снизит уровень нежелательного поведения.
- Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Очень важно сделать такую игру максимально приближенной к происходящему в реальности; также нужно подчеркнуть сенсорные аспекты этого процесса. Вы можете взять безопасные детские ножницы и резать бумагу вместе с ребенком. Если ребенок привыкнет к использованию ножниц, то их вид в парикмахерской будет для него менее пугающим.
- Планшетка «Сначала-Потом». Вы можете принести в магазин планшетку «Сначала-Потом», где будет изображён магазин в поле «Сначала», а в поле «Потом» будет изображено место, куда вы пойдёте дальше, чтобы напоминать ребёнку, что поход в магазин скоро закончится.
- Карточки стресса. Один из вариантов визуальной поддержки в магазине. Можно придумать и научить малыша использовать карточки во время похода в магазин. Например, можно сделать две карточки: «Мне плохо» или «Всё в порядке».
- Также следует не забывать про шум подавляющие наушники, беруши и солнечные очки (если есть сверхчувствительность к свету) (например в парикмахерской или у стоматолога).
- Награды. Если вы хорошо сходили в магазин, важно сразу же поощрить ребёнка. Можно придумать специальное лакомство, которые вы даёте только после посещения того или иного социального объекта.
ВЫВОД
Используя визуальные пособия, доступные дидактические игры, поощрения и подсказки (алгоритм действий), визуальные календари и визуальные расписания, мы помогаем подготовить ребенка к «неприятным» для него процессам и облегчаем жизнь ему и его родителям.
Для разнообразия сюжетно-ролевых игру нас в группе созданы игровые уголки, которые оснащены разнообразным полифункциональными атрибутами. Данные атрибуты дети используют как по назначению, так и как заместители. Постоянное пополнение развивающей предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало.
План реализации проекта с воспитанниками с ОВЗ
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | ||
Активное познание окружающего мира | Дидактические игры и упражнения | Развитие игровой предметной среды |
1. Целевая прогулка с родителями в «Супермаркет». Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца. 2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин». Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями. 4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек». | 1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине» 2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку» 3. Проблемная ситуация: «Дома закончились продукты». 4. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин», «Научим зайку ходить в магазин». | 1. Подбор фартука и шапочки для продавца. 2. Оформление макета - витрины. 3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (печенье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги - разноцветные бумажки). |
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» | ||
1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит». 2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела». 3. Встреча с медсестрой детского сада. 4. Беседа «Как доктор лечит детей». 5. Экскурсия в медицинский кабинет. 6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха». | 1. Д/и «Кому что нужно для работы». Цель: учить подбирать предметы по назначению. 2. Д/и «Чей предмет». Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник). 3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом). | 1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) . 2. Внесение халата шапочки для врача. 3. Внесение предметов-заместителей (вата-кусочек поролона, таблетки–рисунок на картоне). 4. Изготовление макета-ширмы «Аптека» |
Сюжетно-ролевая игра «Водители» | ||
1. Целевая прогулка с родителями по ближайшей улице. 2. Беседа на тему «На чем люди ездят» 3. Рассматривание альбома «Транспорт» 4. Приглашение в гости папы – водителя. 5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад. 6. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером). | 1. Д/и «Чей предмет» Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом. 2. Д/и «Едем в гости, в магазин» Цель: продолжать учить воспитанников разнообразить игровые действия. 3. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть? » 4. Игровая ситуация на интерактивной доске «Правила дорожного движения». | 1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, набор ключей, игрушки – автобуса. 2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки). 3. Изготовление макета «Правила дорожного движения». 4. Изготовление пособия по ПДД «ладошки – дорожные знаки». |
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» | ||
1. Чтение потешки «Расти коса до пояса». 2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера. 3. Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок» Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера. 4. Мама парикмахер у нас в гостях. 5. Рассказ мамы «Как я ходила к парикмахеру» | 1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее». Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера. 2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер» Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению. 3. Продуктивная деятельность «Расческа для мишутки». 4. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения. | 1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки. 2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из-под ниток – бигуди. 3. Внесение деталей костюма (красивый фартук). 4. Изготовление макета-витрины «Принадлежности для прически» |
Сюжетно-ролевая игра «Дом» | ||
1. Чтение С. Капутикян «Маша обедает» 2. Беседа на тему «Моя мама». 3. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображением семьи. 4. Фотовитрина из семейных фотографий. | 1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом». Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия. 2. Д/и «Оденем куклу на прогулку». Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий. | 1. Создание игровой обстановки в кукольном уголке. 2. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки, бытовых приборов. 3. Внесение в игру предметов заместителей. 4. Общение воспитателя с воспитанниками. |
Перспективное планирование работы с родителями
Месяц | Форма работы с родителями | Форма работы с педагогами |
Сентябрь | Анкетирование «Посещение жизненно необходимых социальных объектов в городе детьми с РАС» | Знакомство с детско-родительским проектом «Азбука профессий» Составление плана мероприятий |
Октябрь | Выбор сюжетно-ролевой игры для изготовления атрибутов (макеты). | Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с РАС» |
Ноябрь |
| Изготовление визуальных подсказок. Составление алгоритма последовательных действий посещения супермаркета |
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» (мастер-класс «Конкурс причесок») | Изготовление визуального календаря, алгоритма последовательных действий посещения парикмахерской |
Январь | ||
Февраль |
| Консультации по составлению и применению визуального календаря и расписания. Составление алгоритма последовательных действий посещения поликлинники |
Март | Сюжетно-ролевая игра «Поездка на транспорте» с использованием игротерапии по ПДД | Консультации по применению алгоритма действий. Составление алгоритма последовательных действий в транспорте. |
Апрель | Итоговое мероприятие Сюжетно-ролевая игра «Семья» (комплекс изученных игровых действий) | Круглый стол. Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
«Природа и фантазия» Выставка детско-родительских работ. Совместная работа родителей, детей и воспитателя.
В нашем детском саду проходит ежегодная детско-родительская выставка поделок из природного материала. В этом году она носит название «Природа и фантазия». Мы...
Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...