КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЩАЦИИ»
консультация

Рычкова Надежда Николаевна

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЩАЦИИ»

«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка,

а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности,

где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»

Кто такой современный человек? Это ответственный, готовый принимать решения в любых ситуациях человек. Такой человек обязательно должен обладать лидерскими качествами, которые в нем должны воспитываться с самого раннего детства. Поэтому сейчас, в современных реалиях, очень нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Возможность рисовать, сочинять, конструировать, играть в соответствии с собственными интересами, все это является важным источником эмоционального благополучия воспитанника в дошкольной образовательной организации (далее –ДОО).

Как же проявляется детская инициатива? Она проявляется в свободной, и что самое главное в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Дети с инициативой способны вовлечь других, вовлечь во взаимодействие или в самостоятельную деятельность.

        Поэтому для поддержки детской инициативы педагог (воспитатель) поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, которая основана на детских предпочтениях и интересах. Когда у ребенка появляется возможность исследовать, рисовать, лепить, сочинять, играть, петь, танцевать, конструировать, опираясь на собственные умения и интересы, у него появляется уверенность в себе, появляется чувство защищенности, положительного самоощущения и комфорта.

Что же рекомендуется педагогу (воспитателю) для поддержки детской инициативы?

Во-первых, не следует сразу же помогать ребенку. Если ребенок испытывает затруднения в решении той или иной задачи, педагогу (воспитателю) необходимо подтолкнуть его к самостоятельному решению, подбодрить и конечно же поощрить за попытки найти решение. Если же есть необходимость оказания помощи ребенку, то педагог (воспитатель) сначала стремится к её минимизации используя наводящие вопросы, активизируя имеющийся у ребенка прошлый опыт. Педагог (воспитатель) особое внимание должен уделить общению с ребенком в период проявления кризиса семи лет, так как в этот период, характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения. И тут очень важно уделить особое внимание, уважить его интересы, поддержать его стремления и инициативы в познании. В этот период необходимо активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети особенно чувствительны к мнению взрослых в период седьмого года жизни. Им необходима поддержка ощущения своего взросления, поддержка уверенности в своих силах.

        Во-вторых, создание творческих ситуаций в игровой, изобразительной, музыкальной и театральной деятельности, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи или проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.

        И конечно же, педагог должен уделять особое внимание обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Ведь именно она обеспечивает поддержку инициативности ребенка в новых играх и материалах, в деталях незнакомых устройств, и даже в сломанных игрушках, который нуждаются в починке, в зашифрованных записях, посылках, письмах-схемах, новых таинственных книгах и т.п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, ребенок учится рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, учится строить предположения и испытывать радость открытия и познания.

В целях раскрытия у ребенка инициативности и самостоятельности педагог (воспитатель) применяет свои методы и приемы, такие как дидактическая игра, самоорганизованная деятельность, трудовая деятельность, продуктивные виды деятельности, метод «проектов», также уделяет внимание развитию коммуникативных качеств.

Хочется перечитслить возрастные особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать педагогу (воспитателю) при поддержке детской инициативы.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 3-4 года:

У ребенка активно проявляется потребность в общении со взрослым, он стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребенок задает различного рода вопросы. Важно поддерживать это стремление ребенка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребенка наблюдать, сравнивать предметы, исследовать их свойства и качества. Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, создавать ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно искать решения возникающих проблем.

При проектировании режима дня педагог должен уделять особое внимание организации вариативных активностей детей, чтобы ребенок получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в экспериментах, в рисовании, в общении, в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому подобное), в двигательной деятельности.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет

С четырех-пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребенка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности.

Педагогу следует намеренно насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребенком.

В течение дня педагог должен создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребенка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует формированию самостоятельности и уверенности в себе.

Педагог должен стремиться создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы. Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет

Дети в этом возрасте имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагогу нужно создавать ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он должен регулярно поощрять стремление к самостоятельности, стараться определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю; постоянно поддерживать желание преодолевать трудности и поощрять ребенка за стремление к таким действиям, нацеливать на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Ко всему выше сказанному, хочется подчеркнуть: дайте детям свободу разобраться и похвалите их за упорный труд, даже если он не идеален. Научите детей решать проблемы. Ведь разочарование от неумения, может привести к тому, что ребенок сдастся, если его не научить решать проблемы. И главное необходимо научить ребенка, что настойчивость приводит к наградам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в дошкольных образовательных учреждениях

Представляю Вашему вниманию новое направление обучения и поддержания детской инициативы - изготовление лэпбуков....

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)...

«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы».

Памятка«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте. Принципы, условия, приемы»....

Консультация для педагогов" Поддержка детской инициативы как основы для развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."

Данная консультация поможет педагогу познакомить воспитанников с интерактивной технологией, которая направлена для краткосрочного обучения. на основе реальных или вымыщленных ситуаций, направленная не...

«Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - постро...