Семинар-практикум для родителей «Учимся общаться с ребенком»
методическая разработка (младшая группа)

Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_uchimsya_obshchatsya_s_rebenkom.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Учимся общаться с ребенком»

                                                                                                       Подготовила Перевертайлова В.В.

Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 15-17 человек.

Оборудование: бейджики (по количеству участников, мультимедийный экран, бумага формата А3, фломастеры, клей, ножницы, ленты, раздаточный материал для упражнений, мягкая игрушка, клубочек, журналы.

Время: 1,5 часа.

План семинара:

  1. Вступительное слово
  2. Упражнение «Знакомство»
  3. Упражнение «Правила»
  4. Просмотр презентации «Детство»
  5. Упражнение «Галактика»
  6. Задание «Кактус и цветок»
  7. Упражнение «Недетские запреты»
  8. Игра «Корзина чепухи»
  9. Рефлексия

ХОД СЕМИНАРА:

Добрый день, уважаемые родители.  Мы рады приветствовать вас в этом зале. Тема нашего практического семинара «Учимся общаться с ребенком». Сегодня мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях. Сегодня мы будем много общаться, поэтому предлагаю подписать ваши бейджики и прикрепить их.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать свое имя, имя своего ребенка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРАВИЛА»

Принятие групповых правил

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, магнитная доска, магниты.

Нас ждет интересная и плодотворная работа, и чтоб она была эффективной я предлагаю вам обговорить правила тренинга и придерживаться их. Мы будем предлагать вам правила, если вы согласны  с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-вашему, это правило не подходит для вас или группы. Если у вас есть свои предложения, обязательно предлагайте свои варианты, не бойтесь, будьте активными, и вот первое правило, которое я предлагаю:

1. Активность  (быть на занятии активными, старятся учувствовать во всех упражнениях).

2. Уважение к говорящему (не перебиваем, внимательно слушаем).

3. И я предлагаю открытость, открытое выражение чувств и эмоций .

4. Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

5.  Не критиковать.

Все мы очень любим своих детей, но порой нам, взрослым, так тяжело понимать их, ведь мы забыли, какими сами были в детстве. А что же такое «детство»?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕТСТВО»

Детство – это уникальный период в жизни ребенка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребенок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условие для обеспечения физически и психически здорового ребенка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребенка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.

УПРАЖНЕНИЕ «ГАЛАКТИКА»

Перед вами – лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нем нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребенка, а на маленьких звездочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.

ВЫВОД: В дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребенка имеет семья.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Все родители желают своим детям добра, счастья и часто ищут пути осуществления этих пожеланий.

В окружающих людях дети видят не только хорошие черты, но и плохие, и, к сожалению, могут копировать их.

ЗАДАНИЕ «КАКТУС И ЦВЕТОК»

Ведущий: Известно. Что дети – цветы нашей жизни. Мы радуемся их рождению, наблюдаем, как они растут, постигают азбуку житейской мудрости. И замечаем, что порой нас что-то тревожит, огорчает, волнует в их росте, развитии, воспитании. Предлагаю вам написать на колючках кактуса негативные качества ребенка, которые вы хотели бы изменить. А теперь сомните кактус и выбросьте его.

На лепестках цветика - семицветика напишите качества своего ребенка, которыми вы гордитесь.

Конечно, наши дети вырастают и становятся на самостоятельный путь. Постепенно ребенок становится самостоятельным, учится принимать решения, делать выбор и нести ответственность. Влияние родителей по мере того, как растет ребенок, постепенно уменьшается, и это правильно. Но родительская любовь остается с ребенком всегда.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем: в речи, в тоне голоса, в поведении, в стиле одежды, в отношении к ребенку, к друг другу, к родственникам. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно оброненное слово может нанести ребенку психологическую травму.

Давайте подумаем, какие выражения можно использовать при общении с ребенком, а каких лучше избегать.

Иногда, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используется неверная тактика. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, ему говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого часто провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕДЕТСКИЕ ЗАПРЕТЫ»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. 

Например«Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например«Не кричи – говори спокойно».

Обсуждение

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ...».

2. Затем родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».

3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача –задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

ИГРА «КОРЗИНКА ЧЕПУХИ»

А сейчас мы ещё немного поиграем.

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители, предлагают варианты игр).

«Скорлупа от яиц»        

«Тесто»

«Макаронные изделия»

«Манка и фасоль»

«Горох»

«Геркулес»

«Различные мелкие крупы»

«Одноразовые стаканчики»

«Сухие завтраки - колечки»

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.

РЕФЛЕКСИЯ. КРУГ «ПОДЕЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ»

 - Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:

1. Я узнала:

2. Меня заставило задуматься то, что:

 - Спасибо за активную работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»

Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ.  В статье представлен теоретический и практический мате...

Семинар - практикум для воспитателей "Как эффективно общаться с родителями"

На семинаре воспитатели познакомятся  с эффективными способами общения с родителями, как избежать конфликта....

Семинар-практикум для педагогов "Грамоте учиться - всегда пригодится"

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребенком правильно»

ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО! (главное правило)...

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребенком правильно»

ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО!(главное правило)...

Приказ о городском семинаре-практикуме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО 2021 год

Приказ о городском семинаре-практикуме  «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях  реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО...