Семинар-практикум для родителей «Учимся общаться с ребенком»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_uchimsya_obshchatsya_s_rebenkom.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Учимся общаться с ребенком»
Подготовила Перевертайлова В.В.
Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 15-17 человек.
Оборудование: бейджики (по количеству участников, мультимедийный экран, бумага формата А3, фломастеры, клей, ножницы, ленты, раздаточный материал для упражнений, мягкая игрушка, клубочек, журналы.
Время: 1,5 часа.
План семинара:
- Вступительное слово
- Упражнение «Знакомство»
- Упражнение «Правила»
- Просмотр презентации «Детство»
- Упражнение «Галактика»
- Задание «Кактус и цветок»
- Упражнение «Недетские запреты»
- Игра «Корзина чепухи»
- Рефлексия
ХОД СЕМИНАРА:
Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в этом зале. Тема нашего практического семинара «Учимся общаться с ребенком». Сегодня мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях. Сегодня мы будем много общаться, поэтому предлагаю подписать ваши бейджики и прикрепить их.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»
Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать свое имя, имя своего ребенка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРАВИЛА»
Принятие групповых правил
Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, магнитная доска, магниты.
Нас ждет интересная и плодотворная работа, и чтоб она была эффективной я предлагаю вам обговорить правила тренинга и придерживаться их. Мы будем предлагать вам правила, если вы согласны с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-вашему, это правило не подходит для вас или группы. Если у вас есть свои предложения, обязательно предлагайте свои варианты, не бойтесь, будьте активными, и вот первое правило, которое я предлагаю:
1. Активность (быть на занятии активными, старятся учувствовать во всех упражнениях).
2. Уважение к говорящему (не перебиваем, внимательно слушаем).
3. И я предлагаю открытость, открытое выражение чувств и эмоций .
4. Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.
5. Не критиковать.
Все мы очень любим своих детей, но порой нам, взрослым, так тяжело понимать их, ведь мы забыли, какими сами были в детстве. А что же такое «детство»?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕТСТВО»
Детство – это уникальный период в жизни ребенка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребенок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условие для обеспечения физически и психически здорового ребенка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребенка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.
УПРАЖНЕНИЕ «ГАЛАКТИКА»
Перед вами – лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нем нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребенка, а на маленьких звездочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.
ВЫВОД: В дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребенка имеет семья.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Все родители желают своим детям добра, счастья и часто ищут пути осуществления этих пожеланий.
В окружающих людях дети видят не только хорошие черты, но и плохие, и, к сожалению, могут копировать их.
ЗАДАНИЕ «КАКТУС И ЦВЕТОК»
Ведущий: Известно. Что дети – цветы нашей жизни. Мы радуемся их рождению, наблюдаем, как они растут, постигают азбуку житейской мудрости. И замечаем, что порой нас что-то тревожит, огорчает, волнует в их росте, развитии, воспитании. Предлагаю вам написать на колючках кактуса негативные качества ребенка, которые вы хотели бы изменить. А теперь сомните кактус и выбросьте его.
На лепестках цветика - семицветика напишите качества своего ребенка, которыми вы гордитесь.
Конечно, наши дети вырастают и становятся на самостоятельный путь. Постепенно ребенок становится самостоятельным, учится принимать решения, делать выбор и нести ответственность. Влияние родителей по мере того, как растет ребенок, постепенно уменьшается, и это правильно. Но родительская любовь остается с ребенком всегда.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем: в речи, в тоне голоса, в поведении, в стиле одежды, в отношении к ребенку, к друг другу, к родственникам. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно оброненное слово может нанести ребенку психологическую травму.
Давайте подумаем, какие выражения можно использовать при общении с ребенком, а каких лучше избегать.
Иногда, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используется неверная тактика. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, ему говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого часто провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
УПРАЖНЕНИЕ «НЕДЕТСКИЕ ЗАПРЕТЫ»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет.
Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Обсуждение
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ...».
2. Затем родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача –задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
ИГРА «КОРЗИНКА ЧЕПУХИ»
А сейчас мы ещё немного поиграем.
Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители, предлагают варианты игр).
«Скорлупа от яиц»
«Тесто»
«Макаронные изделия»
«Манка и фасоль»
«Горох»
«Геркулес»
«Различные мелкие крупы»
«Одноразовые стаканчики»
«Сухие завтраки - колечки»
Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.
Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.
РЕФЛЕКСИЯ. КРУГ «ПОДЕЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ»
- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:
1. Я узнала:
2. Меня заставило задуматься то, что:
- Спасибо за активную работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ. В статье представлен теоретический и практический мате...
Семинар - практикум для воспитателей "Как эффективно общаться с родителями"
На семинаре воспитатели познакомятся с эффективными способами общения с родителями, как избежать конфликта....
Семинар-практикум для педагогов "Грамоте учиться - всегда пригодится"
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»
способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...
Консультация для родителей «Учимся общаться с ребенком правильно»
ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО! (главное правило)...
Консультация для родителей «Учимся общаться с ребенком правильно»
ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО!(главное правило)...
Приказ о городском семинаре-практикуме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО 2021 год
Приказ о городском семинаре-практикуме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО...