Консультация "Как развивать образность детской речи"
консультация (старшая группа)

Ляпина Наталья Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_razvivat_obraznost_detskoy_rechi.docx96.74 КБ

Предварительный просмотр:

         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Как развивать образность детской речи»

 Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного образа – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Наши дети мало проводят времени в обществе родителей и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. Речь наша предметна и унифицирована. Поэтому, если вы хотите развивать связную речь у ребёнка, раскрасить её образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя всё многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью.

Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. И чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей. Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны и доступны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы сформировать образную речь детей?

- Чтение различных по жанровой структуре художественных произведений: считалки, загадки, скороговорки, сказки и рассказы, стихи.

- Составление творческих рассказов.

- Составление рассказов по картине, по серии картин.

- Создание проблемных ситуаций.

- Различные творческие задания.

                                  Что можно сделать дома:

Если вы читали ребёнку минут тридцать, а потом захлопывали книгу. То теперь необходимо перестроить процесс чтения. Пятнадцать минут - читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребёнка, возраста. Ребёнку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?» Попросите ребёнка пересказать текст своими словами, затем задание можно усложнить: попросите описать персонаж, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте.

Старайтесь не только направлять беседу, задавая вопросы, а стройте диалог с ребёнком. Высказывайте своё мнение иногда сознательно «неправильное», чтобы ребёнок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Побуждайте ребёнка высказывать своё мнение и отношение к героям сказки.

По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание природы или замка, или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»

Чтение – это диалог между книгой и ребёнком, это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация также является поводом поговорить. «Ты так себе представлял себе главного героя? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить ребёнку проиллюстрировать прочитанный текст самому.

Существует множество игр, для расширения словарного запаса ребёнка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в детский сад и обратно, в очереди, на прогулке.

  1. «Поводырь». Взрослый закрывает глаза, и ребёнок ему описывает, что их окружает.
  2. «Опиши машину, игрушку». Ребёнку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
  3. «Добавь словечко». Мама начинает рассказывать историю. Когда она делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.
  4. «Что это может быть?». Взрослый называет прилагательное, а ребёнок к нему существительные. Например, «чёрное». Что может быть чёрным? Ребёнок перечисляет: земля, портфель, краски. Затем игра- наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
  5. «Стань писателем». Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить использовать картинки.
  6. «Найди повтор». Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а ребёнок пытается найти тавтологию и исправить её. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу», «Мама купила покупки».
  7. «Игра в антонимы». Взрослый называет слово, ребёнок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой-маленький, пушистый-гладкий».
  8. «Игра в синонимы». Например, синоним к слову «палка»-трость, клюка, посох.
  9. «Что увидел?». Обратите внимание ребёнка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек с каким животным ассоциируется?

Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями, гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Так давайте же поможем нашим детям в этом.

       

     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания.

Теоретический материал. Может пригодиться для выступления на педсовете, методическом объединении, семинаре по обмену опытом по данной  проблеме....

«Развиваем детскую речь»

Проблема речи, встающая в детских садах,  взаимосвязана с развитием у детей мелкой моторики. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, готовит непослушную...

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятияхОсновными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей ...

Развитие образной эмоциональной речи у детей.

Статья о важности развития эмоциональной речи у ребенка в дошкольном возрасте....

Развиваем образное мышление. Решаем логические задачи

Игры для развития у ребёнка образного мышления. Логические задачи....