«Развиваем детскую речь»
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Проблема речи, встающая в детских садах, взаимосвязана с развитием у детей мелкой моторики. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, готовит непослушную руку к письму, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развиты память, мышление, внимание. Универсальным средством в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что очень хорошо развивает мелкую моторику рук работа с пластилином, в совместной деятельности с детьми мною особое внимание уделено занятиям с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии, основной идеей которой является рисования картин – пластилином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Универсальным средством в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. | 677.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем детскую речь»
Автор: Худякова Светлана Алексеевна – воспитатель II квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 40 Пушкинского р-на г.Санкт-Петербург, стаж работы по специальности 20 лет.
Домашний адрес: Санкт-Петербург, Пушкинский район, Шушары, Новая Ижора, улица Веревская 16.
e-mail: reshetenokdusadunina, тел. 8 921 970 24 02
Ключевые слова: развитие речи, мелкая моторика, рисование пластилином, пластилинография.
Краткая аннотация: Проблема речи, встающая в детских садах, взаимосвязана с развитием у детей мелкой моторики. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, готовит непослушную руку к письму, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развиты память, мышление, внимание. Универсальным средством в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.
Актуальность.
В настоящее время для педагогов и родителей актуальным остается вопрос о развитии и профилактики детской речи.
Учёными установлена связь между развитием речи ребёнка и мелкой моторики его руки.
Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...».
Сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио- коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.
А ведь для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
При общении с преподавателями начальных классов, выяснилось, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что очень хорошо развивает мелкую моторику рук работа с пластилином, в совместной деятельности с детьми мною особое внимание уделено занятиям с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии, основной идеей которой является рисования картин – пластилином.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки).
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
На протяжении года, мною накапливался педагогический опыт работы с детьми.
Предполагалось, что работа будет проходить один, два раз в месяц в течение года, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Ппроводились консультации для родителей по следующим темам:
« Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
«Пластилинография – рисование пластилином»
« Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
« Развитие графических навыков в старшей группе».
В конце учебного года планировалось провести семинар – практикум для родителей и детей.
Художественный проект «Развиваем пальчики – развиваем речь».
Гипотеза. Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.
Предполагаю, что:
*разовьется творческий потенциал детей;
*дети получат радость от сотворчества с родителями;
*дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
*сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
*родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей в процессе продуктивной деятельности в детском саду.
Задачи:
1.Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с пластилином.
2.Развивать творческие способности, воображение детей.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4.Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
5.Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность.
Участники проекта: дети подготовительной возрастной группы, родители, воспитатель
Тип проекта: долгосрочный (с 01.09.2012 г. по 20.05.2013 г.).
Направление: художественно-эстетическое.
Этапы:
- Подготовительный (с 01.09.2012 г. по 01.10.2012 г.).
Диагностика детей, , создание условий для реализации проекта.
- Основной (с 01.10.2012 г. по 20.05.2013 г.).
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
- Итоговый (с 21.05.2013 г. по 28.06.2013 г.).
Обобщение материала проекта (Таблица 1).
Сбор и обработка материалов диагностики (Приложение 1).
Оформление фотоальбома с детскими работами (Приложение 2)
Таблица 1 – Перспективный план реализации проекта.
Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. | |
Октябрь | Игрушки Фрукты | Матрёщка Фрукты в вазе. | *Воспитывать интерес к нарядной игрушке. *Познакомить с историей создания русской матрёшки. *Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. *Закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора *Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях. *Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. *Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. *Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание. | *плотный картон белого цвета с силуэтом матрёшки *набор цветного пластилина *стека *салфетка *игрушка матрёшка *плотный картон белого цвета (размер ½ А4) *силуэт стеклянной вазы на ножке * набор цветного пластилина *стека *салфетка *простой карандаш *набор натуральных фруктов или муляжей |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Ноябрь | Грибы. Ягоды. Осень. деревья | Ёжик делает запасы. Осенние деревья. | *Развивать у детей познавательный интерес к природе. *Расширять познания детей о возможностях пластилина. *Закреплять навыки работы с пластилином: создание полу -объёмного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. *Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. *Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного исскуства – пейзажем. *Обучать детей приёмам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать , примазывать, разглаживать границы соединения частей. *Учить использовать для работы разнообразный фактурный материал. | *плотный картон зелёного цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка *простой карандаш *половинки зубочисток * иллюстрации с изображением ежа *плотный какртон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя – жёлтого или коричневого), размер ½ А4 * набор цветного пластилина *стека *салфетка *простой карандаш *арбузные семечки *гуашь *кисть *репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Декабрь | Профессии Новый год | Теремок Нарядная елочка | *Развивать у детей творческое воображение. *Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения. * Закреплять способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. *Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. *Способствовать расширению знаний о многообразии русских народных традиций и праздников. * Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой, нарядной ёлочке. *Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения ели. *Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности : цвет, материал, композиция. *Учить использовать для работы разнообразный фактурный материал. | * плотный какртон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя – жёлтого или коричневого), размер ½ А4 * набор цветного пластилина *стека *салфетка *иллюстрации с изображением теремка *шапочка для драматизации сказки теремок *плотный картон белого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка *иллюстрации с изображением Новогоднего праздника *силуэт ёлочки *разноцветный гель для украшения *пайетки, бисер |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Январь | Зима. Зимние забавы. Зимующие птицы | Снеговик. Синичка | *Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. *Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости . Закреплять навыки: раскатывание, сплющивание. *Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. *Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. *Расширять представления детей о зимующих птицах, об особенностях внешнего облика, образе жизни. *Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, сплющивание, деление целого на части при помощи стеки. * Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. *Развивать творческое воображение. | *плотный картон голубого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка для рук *белая яичная скорлупа *плотный картон голубого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка для рук * иллюстрации с изображением синичек |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Февраль | Головные уборы Наша Армия | Шляпа для принцессы Маленький солдат | * Способствовать расширению знаний головных уборах. *Развивать у детей творческое воображение. *Развивать умение создавать сказочные шляпы, передавая особенности их строения. * Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал. *Закреплять способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. *Способствовать расширению знаний о военных профессиях *Развивать у детей познавательный интерес разнообразию военных специальностей. *Испытывать чувство гордости за свою страну. *Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости . Закреплять навыки: раскатывание, сплющивание. *Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином | *плотный картон белого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка *силуэт шляпы * пайетки, бисер * иллюстрации с изображением разных шляп *плотный картон белого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка *силуэт маленького солдата * иллюстрации с изображением военных |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Март | Весна. Первоцветы. | Подснежники | *Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. *Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно – творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. *Побуждать детей передавать разнообразие природных форм цветов. | *плотный картон голубого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка для рук * иллюстрации с изображением цветов *стержень от шариковой ручки |
Апрель | Перелётные птицы | Лебеди | Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. * Закреплять умения работы с пластилином на горизонтальной плоскости, использовать его свойства при скатывании, сплющивании, разглаживание поверхностей в создаваемых предметах. *Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии *Формировать композиционные навыки. | *плотный картон голубого цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *доска для лепки *салфетка для рук * иллюстрации с изображением лебедей |
Продолжение таблицы 1
месяц | Лексическая тема | Тема занятия | Задачи. | Материал. |
Апрель | Домашние животные
| Семинар – практикум для родителей (с детьми) по сказке С. Михалкова «Три поросёнка». | Знакомить родителей с новым видом изобразительной деятельности – пластилинографией, как способом развития мелкой моторики рук ребенка. Закреплять представление детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. *Продолжать знакомить со свойствами пластилина. *Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, изображения мелких деталей объекта. *Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. | * плотный картон зелёного цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка для рук * иллюстрации с изображением поросят *стержень от шариковой ручки |
Май | Цветы. Лето. | Незабудки | *Расширять представления детей о временах года *Закреплять навыки работы с пластилином для целостного восприятия объекта. *Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. *Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно – творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. *Побуждать детей передавать разнообразие природных форм цветов. | *плотный картон фиолетового цвета (размер ½ А4) * набор цветного пластилина *стека *салфетка для рук * иллюстрации с изображением цветов |
Итог работы:
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:
1. Дети стали более внимательны, усидчивы.
2. Больше общаются с воспитателем и сверстниками.
3. Пополнился словарный запас детей.
4. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
Приложение 1
Динамика повышения умений и навыков продуктивной деятельности дошкольников группы № 6.
начало года (сентябрь)
конец года (май)
Приложение 2
Список используемых источников:
1. Белая. А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / А.Е.Белая, В.И.Мирисова. – М.: ООО «Издательство Артель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 46с.: ил.
2. Горькова А.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию : средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2.М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 96с.
4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
6. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 176С.
7. Мариничева С.В.,Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия развития, 1997. – 224с., ил.
8. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 144с.
9. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост.Т.В.Калинина и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 151с.
10. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи/сост. А.А.Гуськова. – Волгоград : Учитель, 2012 – 188с.4.
11. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.
12. Сафонова О.В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду. – 2006. – №4.
13. Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - №47.
14. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром.
Развитие речи»/Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
Тезисы докладов и сообщений участников научно-практической конференции 05 апреля 2012 года [DOC] Сборник докладов и сообщений НПК 2012 - СЕВЕРНЫЙ ...spkserov.ucoz.ru/Napolnenie/NMD/sbornik_2012.docx
doshvozrast.ru› Консультации для родителей [Электронный ресурс].
nsportal.ru›Детский сад›Материалы для родителей›konsultatsii-dlya… [Электронный ресурс].
Работа с родителями в детском саду (ДОУ) [Электронный ресурс] : Консультации для родителей в детском саду
Е.А.Селиванова. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod26.html. - Загл. с экрана.
Т.М. Марценюк. Консультации для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod29.htm. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по развитию речи: "Развиваем разговорную речь. Беседа по картинкам."
"РАЗВИВАЕМ РАЗГОВОРНУЮ РЕЧЬ" БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМРазвитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей че...
Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»
Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....
Веселые скороговорки для развития дикции и речи у детей на букву р Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь....
Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...
Как развивать детскую речь ?
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической....
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...
Дидактическая игра. "Расскажи историю". Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Методическое сопровождение Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с...