Театрализованная деятельность - путь к творчеству ребёнка
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_-_put_k_tvorchestvu_rebenka.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность – путь к творчеству ребенка»
Детство – особый период жизни, который нужно проживать радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создавать для этого все условия. Выдающийся психолог Я.С.Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Через театрализованную деятельность ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие возможности.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста используют произведения русского фольклора – частушки, песенки, игры, потешки. («Водичка – водичка», «Кисонька – мурлысонька» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, т.к. сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движение. Также детей знакомят со сказками о животных «Колобок», «Теремок».
При работе с детьми среднего дошкольного возраста расширение театрально – игрового опыта у детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Усложнение касается текстов, которые отличаются более сложным содержанием. Это - игры – драматизации с большим количествомперсонажей по текстам сказок о животных: «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке».
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает новые виды настольного театра: театр мягкой игрушки, вязаный театр. Пальчиковый театр используется в самостоятельной деятельности: (Л. Зубкова « Мы делили апельсин», «Случай в лесу».)
В этом возрасте осваивается позиция «режиссер», т.е. ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его игрушками по своему усмотрению.
Новым аспектом деятельности с детьми старшего дошкольного возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, жанрами театрального искусства.
При знакомстве со сказками и баснями о животных: «Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведениями Г.Х. Андерсена, Л. Толстого, И. Крылова в игре детей появляется юмор. Дети отмечают глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от знаний, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
С этой точки зрения большое значение имеет развитие предметно – пространственной среды. В предметно – пространственную среду мы включаем следующие виды театра: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, би-ба-бо, вязаный, перчаточный, из конусов, из теста, маски для разыгрывания сказок.
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. Ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.
Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, память, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль такой деятельности. Дети учатся доброте, чуткости, смелости, честности, формируют понятия добра и зла.
Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально- личностными особенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому- преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие- наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме и содержанию.
Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Театрализованная деятельность привлекает дополнительное внимание родителей к своим детям. Организация выступлений, практическая помощь в изготовлении костюмов объединяет детей и родителей. В глазах родителей повышается значимость их детей. Они начинают видеть в них маленькую, но талантливую личность. И пусть дети не станут профессиональными актерами, но они учатся владеть своим телом и голосом. Наша задача – поддержать крупицы их творчества, развить их способности.
Сухомлинский В. А.: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по театрализованной деятельности и художественному творчеству "Поговорим о доброте"
В конспекте представлена беседа с детьми о доброте и сценарий пьесы "Добрые снеговики". В инсценировке используются крупные плоскостные фигурки героев пьесы, элементы костюма к которым дети дорисовыва...
Методическая разработка «Музыкально-ритмическая деятельность - путь к творчеству детей»
Музыкально-ритмическая деятельность - яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний, возможности детей выразить свои чувства в движении....
Мастер-класс «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»
ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.- Расширение знаний у педагогов о театрализов...
МАСТЕР_КЛАСС:«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ «
ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Расширение знаний у педагогов о театрализованн...
Консультация «Театрализованная деятельность-путь к детскому творчеству» Подготовила музыкальный руководитель Манвелян Ануш Рафиковна 01.03.2022г.
Консультация "Театрализованная деятельноть- путь к детскому творчеству"...
"Театрализованная деятельность- путь к детскому творчеству"
Консультация для педагогов...
Театрализованная деятельность - путь к развитию творчества ребенка
В тексте консультации вы познакомитесь с важностью театрализованной деятельности в развитии творческих способностей вашего ребенка дошкольного возраста. Консультант поделится с вами полезными методами...