Театрализованная деятельность - путь к творчеству ребёнка
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Бирюкова Виктория Павловна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность – путь к творчеству ребенка»

Детство – особый период жизни, который нужно проживать радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создавать для этого все условия. Выдающийся психолог Я.С.Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Через театрализованную деятельность ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие возможности.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста используют произведения русского фольклора – частушки, песенки, игры, потешки. («Водичка – водичка», «Кисонька – мурлысонька» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, т.к. сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движение. Также детей знакомят со сказками о животных «Колобок», «Теремок».

 При работе с детьми среднего дошкольного возраста расширение театрально – игрового опыта у детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Усложнение касается текстов, которые отличаются более сложным содержанием. Это - игры  – драматизации с большим количествомперсонажей по текстам сказок о животных: «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке».

 В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает новые виды настольного театра: театр мягкой игрушки, вязаный театр. Пальчиковый театр используется в самостоятельной деятельности: (Л. Зубкова « Мы делили апельсин», «Случай в лесу».)

В этом возрасте осваивается позиция «режиссер», т.е. ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его игрушками по своему усмотрению.

         Новым аспектом деятельности с детьми старшего дошкольного возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, жанрами театрального искусства.

При знакомстве со сказками и баснями о животных: «Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведениями Г.Х. Андерсена, Л. Толстого, И. Крылова в игре детей появляется юмор. Дети отмечают глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический.

         Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от знаний, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

 С этой точки зрения большое значение имеет развитие предметно – пространственной среды. В предметно – пространственную среду мы включаем  следующие виды театра: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, би-ба-бо, вязаный, перчаточный, из конусов, из теста, маски для разыгрывания сказок.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.  

Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.  Ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.  

Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, память, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль такой деятельности. Дети учатся доброте, чуткости, смелости, честности, формируют понятия добра и зла.

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально- личностными особенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому- преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие- наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме и содержанию.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

Театрализованная деятельность привлекает дополнительное внимание родителей к своим детям. Организация выступлений, практическая помощь в изготовлении костюмов объединяет детей и родителей. В глазах родителей повышается значимость их детей. Они начинают видеть в них маленькую, но талантливую личность. И пусть дети не станут профессиональными актерами, но они учатся владеть своим телом и голосом.  Наша задача – поддержать крупицы их творчества, развить их способности.

Сухомлинский В. А.: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по театрализованной деятельности и художественному творчеству "Поговорим о доброте"

В конспекте представлена беседа с детьми о доброте и сценарий пьесы "Добрые снеговики". В инсценировке используются крупные плоскостные фигурки героев пьесы, элементы костюма к которым дети дорисовыва...

Методическая разработка «Музыкально-ритмическая деятельность - путь к творчеству детей»

Музыкально-ритмическая деятельность -  яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний,  возможности детей выразить свои чувства в движении....

Мастер-класс «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»

ЦЕЛЬ:  Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.- Расширение знаний  у  педагогов о театрализов...

МАСТЕР_КЛАСС: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ «

ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Расширение знаний  у  педагогов о театрализованн...

Театрализованная деятельность - путь к развитию творчества ребенка

В тексте консультации вы познакомитесь с важностью театрализованной деятельности в развитии творческих способностей вашего ребенка дошкольного возраста. Консультант поделится с вами полезными методами...