Картотека игр с неговорящими детьми.
картотека (младшая группа)
В данной картотеке представлены игры с неговорящими детьми. Это упражнения на понимание речи, приёмы стимуляции появления первых слов у детей, упражнения по формированию речевого дыхания и игры на формирование речевой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_negovoryashchih_detey.docx | 745.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Романова Т.Г., учитель - логопед
Упражнения по формированию понимания речи.
- Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
- Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
- Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда. - Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку). - На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса). - Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
- Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)
- Упражнение «Чем?».
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.
Приёмы стимуляции появления первых слов
- Игра «Насекомые».
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается. - Игра «Паравозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту». - Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф». - Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов. - Игра «Птички».
Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). - Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».
Упражнения по формированию слухового восприятия
и фонематических процессов.
- Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов. - В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
- Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.
- Лови звук.
Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши. - Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.
- Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.
- Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик). И т.д.
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
- Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
- Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.
- Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).
- Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.
- Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?
Упражнения по формированию речевого дыхания
- Упражнение «Полевые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз. - Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно. - Упражнение «Ароматный фрукт».
Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус. - Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек. - Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
- Упражнение «Забей гол».
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
Формирование речевой активности.
Игра «Солнце-дождик».
Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.
Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.
Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Логопед предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети вместе с логопедом изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Логопед в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей, не спрятавшихся под зонтик, логопед слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.
Формирование слоговой структуры слова.
Игра «Взбиваем пену».
Цель: формировать слоговую структуру слов (пена, вода, мыло).
Задачи: развитие познавательной деятельности, мелкой моторики.
Оборудование: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка, ведро, разные виды мыла (различных цветов и фактуры).
Ход игры: логопед побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» логопедом повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем логопед побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Логопед вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем логопед несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в миску с водой, после чего логопед показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, логопед восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению. Логопед побуждает ребенка собрать пену губкой. По окончанию игры логопед демонстрирует ребенку разные виды мыла, предлагает выбрать мыло разного цвета, разной формы, угадать разные виды мыла по запаху, постоянно побуждая ребенка произнести слово «мыло». Итогом занятия может стать демонстрация мультимедийной презентации, включающая фотографии предметов, названия которых учились произносить.
Игры с крупами.
«Сухой бассейн».
Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т.п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Приведем лишь некоторые из них.
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи: развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, обогащение словарного запаса.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, слоговая структура названий которых соответствует этапу коррекционной работы. Например: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума.
Ход игры: В начале игры взрослый устраивает презентацию. Демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести игрушки вместе с ним в сопряженной речи, «отхлопывая» слоговую структуру слов. Затем взрослый знакомит ребенка с «сухим бассейном»: опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу. По окончании презентации взрослый объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в «сухом бассейне»), сможешь ли ты найти их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по инструкции взрослого.
Цель: формирование номинативного словаря в соответствии с лексической темой.
Задачи: те же.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, названия которых соответствуют лексической теме. Например, лексическая тема «Животные»: коза, лиса, пони, пума, лама, косуля, бык, лев, хомяк, конь, кабан (одновременно в «сухой бассейн» рекомендуем опускать не более пяти игрушек).
Ход игры: тот же.
Цель: формирование предикативного словаря.
Задачи: те же.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», изображающие действия, например: пьет, поет, сидит, плывет, готовит и т.п.
Ход игры: тот же.
Сенсорные альбомы.
Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).
Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.
Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.
Ход игры: Логопед показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.
Активизация речевого подражания, речевой деятельности.
Игра «Выжимаем губки».
Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».
Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.
Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.
Ход игры. Логопед ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к работе с неговорящими детьми
У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи мо...
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
Картотека игр для работы с неговорящими детьми
Картотека игр для работы с неговорящими детьми...
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Картотека игр для неговорящих детей, направленных на формирование речевой активности
В материале представлены игры, направленные на формирование речевой активности неговорящих детей...
Картотека игр для неговорящих детей
Эти игры послужат помощью в организации занятий с деттьми в домашних условиях....