"Игры на формирование словаря"
картотека (старшая группа)
Дидактические игры для развития речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_slovarya.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование словаря.
1.Дидактическая игра «Кто живет в квартире»
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
учить отвечать на вопросы полным предложением.
Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.
2. Дидактическая игра «Кто прячется за дверью» (загадки)
Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
- Кто любить не устает,
пироги для печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка
- Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
всех милее наша… мама
-Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит –гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно…папа
- Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Ход игры А: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая почему выбрал именно ее.
Ход игры Б: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.
3. Дидактическая игра «Угадай, о ком я говорю»
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).
Ход игры А: педагог открывает окошко и предлагает:
1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.
2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).
3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.
Ход игры Б: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.
- Любимая, заботливая, нежная – мама;
- Добрая, ласковая, милая – бабушка;
- Младший, непоседливый, драчливый – брат;
- Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
- Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
- Добрый, серьезный, умный – дедушка.
4.Дидактическая игра «Моя семья-самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы:
-Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…
Формирование звуковой культуры речи.
1.Дидактическая игра «Поймай звук».
Задачи: совершенствовать умение детей определять наличие заданного звука в словах; обогащать словарь детей по теме «Семья», развивать слуховое внимание.
Ход игры А: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком, найти соответствующую картинку и поместить в нужное окошко.
А- мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, внучка, брат, сестра.
Я –дядя, тетя, племянница.
Ё –тётя, тётушка, дитё, ребёнок, крестная.
Ы –сын, сынуля, сыночек.
О –дочка, подросток, сынок.
У –дедушка, внук, внучка, сынуля.
Ход игры №2: подбери слова на заданный звук.
Раздел- Грамматический строй речи.
2.Дидактическая игра «Кто возле кого?»
Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами;
закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.
Ход игры: вопрос детям:
-Кто возле мамы? -
Кто рядом с дедушкой?
-Кто около папы? И т. д.
3.Дидактическая игра «Скажи по –другому».
Задачи: развивать умения детей образовывать сложные слова;
обогащать речь детей новыми словами по теме «Семья».
Ход игры: педагог предлагает ребенку открыть любое окошко на полотне, назвать кто из членов семьи изображен на картинке.
-Я буду называть признаки предмета, а ты скажи по-другому.
-У мамы голубые глаза-мама голубоглазая, кареглазая, зеленоглазая.
-У папы серые глаза- он сероглазый.
-У брата румяные щеки - брат румянощекий.
4.Дидактическая игра «1,2,3,4,5 - …про кого хочу сказать?
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей по определениям, характеризующие членов семьи, определять и находить изображения.
Ход игры:
Добрый, добрая; Моя, мой;
Заботливая, заботливый; Хороший, хорошая;
Старенькая, старенький; Спокойная, спокойный;
Любимый, любимая; Ласковая, ласковый;
Милая, милый;
Игры на развитие связной речи.
1.Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике); активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках. Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры А: - На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.
- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.
- Младенец- растет, развивается;
- Подросток- растет, учится;
- Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
- Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
- Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.
Ход игры Б: Ребенок выбирает условные картинки, изображающие свою семью, выкладывает на соответствующие окошки на полотне и рассказывает детям про свою семью.
-А как тебя называют сейчас?
2. «Рисуем словесный портрет»
Задачи: развивать умение составлять описательный рассказ по схеме (мнемотехнике);
активизировать в речи детей употребление определений;
закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему (мнемотаблицу).
Ребенок выбирает картинку, с условным обозначением своего близкого, выставляет в соответствующее окошко. Подбирает одну из мнемотаблиц, подходящую к его рассказу и начинает составлять описательный рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по разделу "Коммуникация". Дидактические игры. ЗКР. Формирование словаря.
Представлены небольшие презентации на тему "Зоопарк" ....
Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Памятка для родителей "Игры но формирование словаря"
Перечень игр на формирование словаря детей дошкольного возраста...
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
игры на формирование словаря имен существительных
Для родителей и педагогов игры на развитие словаря имен существительных...