Роль семьи в развитии речи ребенка
консультация

Гарматина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии речи ребенка

        Уважаемые родители!

Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа! Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок. В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В общении с ребёнком следите за своей речью 

Говорите с ребёнком не торопясь, чётко и ясно, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. 

Не подделывайте свою речь под детскую 

Не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням – ням» или «бобо». Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами («надень шапочку», «почитаем книжечку», «большая собачка» и т. д.) – всё это тормозит речевое развитие ребёнка. 

Как можно больше разговаривайте с ребёнком

О том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.  Вот что можно спросить:

  • Чем ты сегодня занимался?
  • В саду было интересно?
  • Что тебе сегодня больше всего понравилось?
  • Ты был добр к своим друзьям?
  • Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  • Что из еды тебе больше всего не нравится?
  • Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
  • Какие звуки тебе нравятся?
  • Какие звуки тебя раздражают?
  • Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?

Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Надеюсь вы немного вдохновились! 

Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции

 Чаще читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая затем повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу ту или книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте. Поинтересуйтесь у ребёнка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните словами, доступными для его понимания. Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Обязательно возьмите себе за правило читать ребёнку перед сном. 

Вместе с книжкой я расту

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В. А. Сухомлинский 

С дошкольного возраста  маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?». От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в  детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление  речи начинается в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать  свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на взрослого ложится ответственность за развитие речи ребенка. Необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать. Очень важно, читая ребенку книгу, способствовать  развитию его речи.

Формирование грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

  • морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).
  • словообразование.
  • синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской  народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

  • образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);
  • образование существительных при помощи суффикса -ищ-
  • не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи;
  • наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел  под корягой».

Воспитание звуковой культуры речи

Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: 

  • скороговорки, 
  • чистоговорки, 
  • загадки, 
  • потешки, 
  • стихи. 

С их помощью можно работать  над  речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей,  уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». 

Необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами  правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка. 

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения.  При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений.  Ритмичность и напевность стихотворений развивает  у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту

Взрослым  необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером  этому служит правильное чтение литературного произведения самим взрослым. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные  логические ударения, соблюдение  пауз.  Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной  литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи. Взрослому необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами  и  образными выражениями русские народные сказки.  Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи

Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей. Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте».  Помимо основного значения глагола идти  («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Волшебный мир книги

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключён огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (М.Горький). 

Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают… Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Если вы решили купить своему ребенку новую книгу

При выборе книг для  ребенка обратите внимание на следующие их качества:

Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный. 

Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при том достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. 

Понравится ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на её учебную ценность: любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

Обладает ли книга силой эмоционального воздействия? Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к её значению.

Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребенку.

Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?

        Пробуждайте интерес ребенка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержат много иллюстраций, и если ребенок ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребенку больше других, и побеседуйте о них.

Искушайте ребенка чтением. Выберите книгу, которая по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться.

Купите книгу, к тексту которой существует запись, и покажите ребенку, как её включать. Если ребенку это понравится, вы сможете записать и другие тексты.



Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям?

Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Исследования показывают, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Количество правильно произносимых речевых звуков психологи связывают с расширением и активизацией словарного запаса детей.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов и т. д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи), и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Формирование речи у детей

По мнению многих ученых и специалистов в области логопедии,      к концу первого полугодия жизни ребенка в его лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. К началу второго года жизни в речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л'], [с], [ф]. Большинство твердых согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких — [в'], [т'], [д'], [н'], [с'], [р'], [л']. На третьем году жизни (иногда даже позже) формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш'][1], [з], [ц]. Твердые звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто лишь к пятому-шестому году жизни.

Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи.

Нужно сказать, что при формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

На формирование произносительной стороны речи часто указывают некоторые моменты грудничкового периода развития ребенка. Если ребенок плохо берет грудь и затрудняется сосать молоко или молочную смесь, долгое время ест только жидкую пищу, а затем плохо жует, то это может свидетельствовать о патологии развития органов речи ребенка, что впоследствии,  несомненно, скажется на формировании  произносительной стороны речи малыша. В таких случаях родителям необходимо сразу обратиться к специалисту за консультацией и помощью. С целью укрепления мышц артикуляционного аппарата в домашних условиях можно предложить ребенку тщательно вылизывать ложку; давать малышу твердую пищу (яблоко, морковь и т. п.).

Особенности произношения у детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л] более мягкими звуками. Недостатком является также произнесение мягких согласных вместо твердых.

У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения.

К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки речи родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Однако у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш'], а также сонорных звуков [л] и [р].

Причины неправильного произношения

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

  • укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
  • слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
  • узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков;
  • толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;
  • дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
  • неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:

  • физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
  • недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.);
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

Виды нарушения звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п].

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш']), сонорных ([р], [л]).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

  • отсутствие звука;
  • искажение звука;
  • замена звука;
  • смешение звуков.
  • Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова — «коова») или в конце (комар — «кома» ).
  • При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:
  • вместо звука [р] произносится велярный [р], образующийся при колебании разных участков мягкого нёба, или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого нёба);
  • вместо звука [с] произносится межзубный [с] (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
  • вместо звука [л] произносится двугубный [л] (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:

  • «томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);
  • «това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования);
  • «фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);
  • «томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);
  • «бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);
  • «ряду га» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).
  • Смешение звуков — это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Коррекция недостатков произношения

К 4 годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение у дошкольников до 4 лет признается специалистами допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией.

Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Очень часто произношение звуков является внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления словаря, неумения грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях, когда у ребенка тяжелое нарушение речи, следует обратиться за помощью к специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых логопедических заключениях чрезвычайно трудоемка и требует длительной работы специалистов.

Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте. В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Следует обратить внимание родителей на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо для общего психического развития ребенка, а также для его последующего обучения в школе.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:

  • пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;
  • приучать детей прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;
  • предлагать ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произнесение слов;
  • поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;
  • целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти). Ее проводят для решения ряда задач:

  • укрепления мышц речевого аппарата;
  • выработки определенного артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука;
  • обучения способности переключаться с одного упражнения на другое.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика так же полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научится говорить правильно, четко и красиво.

Правила артикуляционной гимнастики

Занятия проводятся перед зеркалом, чтоб ребенок мог контролировать свои движения. Есть определенная категория очень активных и подвижных детей, которые не могут сосредоточиться перед большим зеркалом. Предложите им маленькое карманное зеркало, чтоб они в нем видели только свой рот. Тогда они не будут отвлекаться и будут спокойно выполнять все упражнения.

Перед занятием покажите и объясните ребенку, где находятся верхние и нижние губы, зубы. Подвигайте язычком вперед — назад, вверх — вниз, влево — вправо. Все основные движения ребенок усвоит в процессе увлекательной сказки про Веселый Язычок. Дети в возрасте 3 - 4-х лет должны уметь повторять каждое движение по 2 — 3 раза, статично удерживать губы или язык в течении 2 - 3-х секунд. Дети более старшего возраста повторяют упражнения до 7 — 10 раз и удерживают артикуляционный уклад до 10 секунд.

Заниматься надо регулярно, желательно ежедневно по 5 — 7 минут 1 — 2 раза в день.

Все упражнения вначале выполняются медленно, перед зеркалом. Обязательно задавать ребенку наводящие вопросы: «Что сейчас делает язычок? А губы? Где сейчас язычок, вверху или внизу?» Переходить  от одного блока упражнений к другому только после полного усвоения материала. Помните, у каждого ребенка свой темп освоения нового и своя мышечная готовность. Не торопитесь и не ругайте, если что-то не сразу получается.

Постарайтесь превратить упражнения в увлекательное путешествие в страну звуков и речи. Рисуйте иллюстрации к занятиям, лепите из пластилина, клейте аппликации и стройте мозаики. И не забывайте поощрять малыша за каждый, пусть пока и очень маленький, успех!



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Основы обучения элементам грамоты»

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению элементам грамоты.

Задачи:1. Расширять знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.

2. Уточнять представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).

3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.

4. Закреплять навык звукового анализа слова.

5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Ход  просветительской деятельности:

    Одной из важных актуальных  задач при подготовке ребенка к школе является овладение элементами грамоты. Перед нами встает вопрос, а как же лучше подготовить наших детей и себя к обучению в школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты делится на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в дошкольном возрасте.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность фонетической  системы языка, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.
  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? (Ответы родителей)
  • Предложение – это слова связанные между собой по смыслу.
  • Предложение состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Звуки бывают - гласные, согласные.
  • Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом. (Предлагается родителям вспомнить и назвать гласные звуки).
  • Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
  • Согласные звуки бывают глухие и звонкие.
  • Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит.
  • При произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Работа с родителями с опорой на графические схемы:

Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме)

Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме)

Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Давайте немножко поиграем, а называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный кружок. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий круг, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)

Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что:

1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук?

Звук - это то, что мы слышим, произносим.

Что такое буква?

Буква это то, что мы видим и пишем.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению, предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) мы предлагаем использовать следующие задания:

-написать букву в воздухе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста;

-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Место звука в слове

Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек).

Звуко-буквенный анализ слова

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работа со схемой слова:

МАЛИНА              

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по - порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ЛИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и сигнальных квадратов).

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.

Сколько в слове гласных столько и слогов.

Анализ предложения.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Анализ предложения.

Кошка сидит.

Серая кошка сидит.

Серая кошка сидит дома.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

С целью ускорения и  облегчения процесса подготовки к обучению элементам грамоты в работе с детьми использую метод наглядного моделирования. Который позволил мне разработать и создать дидактические пособия и игры по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты. А также индивидуальные альбомы «Грамотейка» и «Я читаю», которые позволяют отработать сформированные навыки и успешнее подготовиться к процессу обучения в школе.

(Логопед приглашает родителей на следующую встречу – семинар – практикум с участием детей по  подготовке детей к овладению грамоты.)



Предварительный просмотр:

Консультация – всеобуч   для родителей воспитанников группы риска по вопросам  раннего сопровождения  в условиях  ДОУ: 

«Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу.

         Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
        Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

          Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
        Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя 
«тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
        Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

         Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
        Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив 
речевую систему, знают, где включается компьютер.

         В итоге можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

1.Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. 

4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

         Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.



Предварительный просмотр:

                СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития

у детей дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи»

   Следует отметить, что за последние годы число детей с ТНР увеличивается.  Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной  речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая  соматическая ослабленность,  отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

По мнению  нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

 Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы.   Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. 

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного  взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

   Задачи:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

    Методологическая основа:

Кинезиология относится к здоровьесберегающей  технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий: 

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует  на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

     Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих  дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и  прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование.

                         

   А сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. Сначала мы с воспитанниками разучиваем эти упражнения, отрабатывая технику.

Логопед демонстрирует кинезиологические упражнения и предлагает родителям присоединиться к совместному выполнению. (Выполняют базовые упражнения).

А затем, используем представленные вашему вниманию упражнения и в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта нашей совместной деятельности, который я и предлагаю вашему вниманию (демонстрирует посредством воспитанников).

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

(способ организации детей  - сидя  за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок). 

Он очень любил  прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой  со словами).

Он быстро помчался  к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе). 

Котенка звали Уголек.  Они подружились и стали бегать  друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал  примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

 И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

 И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем  и  опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже  отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали,  как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает  положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации  детей, снижает утомляемость, повышает способность  к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Консультация для родителей....

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...