Роль семьи в развитии речи ребенка.
статья по развитию речи по теме
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии речи ребенка.
Физическое, психическое и интеллектуальное развитие и воспитание ребенка начинается в раннем возрасте. Все навыки, в том числе и навык правильной речи, приобретаются в семье. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звук произносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
Однако это не совсем так. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Общеизвестно, что речь ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы у тех, среди кого находится ребенок, была чистая речь, а также контроль и правильное руководство формированием его речи. Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Знакомясь с предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильно оформленной речью.
Поступление ребенка в школу – это новая ступень в жизни и развитии ребенка. Этот шаг изменяет социальную ситуацию в развитии ребенка. Очень важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен и прошел безболезненно. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом зависит от уровня развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференциацию фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию звуков, в овладении звуковым анализом и синтезом. Все это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения.
Ребенок 6-7 лет, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может осознанно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, звонкости и глухости. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливается взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребенка в школе, когда осложняют усвоение письма и чтения. Многие исследователи в своих работах указывают на то, что школьники с нарушениями фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.
Таким образом, учитывая все выше сказанное и опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е. Левина доказала необходимость раннего развития речи и исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. В качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных ее формах. Развитие и коррекция речи детей происходит на специально организованных занятиях, в процессе совместной деятельности с воспитателем и детьми. Но самую главную роль в развитии речи детей все-таки играет семья. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна подделка под детский язык, которая тормозит развитие речи у ребенка. Если же взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка слова долетают искаженно. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка или очень длинные слова. Обращаясь к детям вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи и скопировать ее. Вы должны приучать ребенка смотреть на говорящего, тогда ему будет легче перенять его артикуляцию. Помните об этом всегда и старайтесь находить больше времени для занятий со своими детьми !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важная роль семьи в развитии речи ребенка
Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....
Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...
Роль семьи в развитии речи ребенка
Консультация для родителей....
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста (2-3 года)
Консультация для родителей...
родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...
"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»
Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...