Консультация для родителей «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Кочетова Юлия Васильевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь учреждения дошкольного образования. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

участие родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому

воспитанию;

создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

информационно-педагогические материалы по данной теме;

выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств:

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;

стремление учитывать интересы ребенка, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и учреждения образования.

Формы работы с родителями:

  1. Массовые: совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей; родительские собрания; конференции и консультации; вечера для родителей; дни открытых дверей; КВН, викторины, праздники, концерты; совместное творчество; выпуск газеты; соревнования.
  2. Индивидуальные: беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений.
  3. Наглядно-информационные:

информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью учреждения дошкольного образования)

информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни учреждения дошкольного образования, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность.

Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам учреждения дошкольного образования и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

  1. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
  2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов

Какие темы проектов позволят родителям решать задачи социально- нравственного и личностного развития их детей?

Семейный проект предполагает совместную работу родителей и детей при выполнении какой-то задачи, но результаты проделанной работы они могут рассказать в детском саду.

«Семейное древо».

Его можно предложить с целью расширения знаний детей о своём роде, профессиях, роде деятельности и достижениях своих прадедов, воспитания уважения и любви к родным и близким.

«Игрушки моего детства».

Родители рассказывают детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве, находят фотографии этих игрушек, вместе с детьми сравнивают их с современными игрушками.

«Герб моей семьи».

Дети вместе с родителями придумывают герб своей семьи и его презентуют его в группе. При выборе образов они руководствуются своими семейными ценностями и традициями.

«Что в имени моем».

Родители раскрывают тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформляют объяснение этого имени на листе бумаге, рассказывают ребенку, почему они дали ребенку такое имя, а дети делятся своими знаниями о своем имени в группе.

«Хранители воспоминаний».

Дети вместе с родителями мастерят рамки для фотографий или готовят семейный фотоколлаж и рассказывают о событиях, изображенных на них. У кого-то – это был семейный праздник, у кого-то – незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие.

Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у педагогов и родителей одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре комплекса. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».

В условиях, когда большинсьво семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...

Выступление на семинаре комплекса. «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию»

В условиях, когда большинство семей озадачены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...

Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...

Презентация "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"

Организация взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях пратнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей....

Проект «Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Проект "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию  дошкольников"...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».

Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию является главной задачей в дошкольном воспитании. Детский сад работает над этой темой...