Консультация для родителей «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
познавательное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь учреждения дошкольного образования. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
участие родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому
воспитанию;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы по данной теме;
выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств:
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;
стремление учитывать интересы ребенка, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и учреждения образования.
Формы работы с родителями:
- Массовые: совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей; родительские собрания; конференции и консультации; вечера для родителей; дни открытых дверей; КВН, викторины, праздники, концерты; совместное творчество; выпуск газеты; соревнования.
- Индивидуальные: беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений.
- Наглядно-информационные:
информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью учреждения дошкольного образования)
информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни учреждения дошкольного образования, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность.
Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам учреждения дошкольного образования и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:
- Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
- Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов
Какие темы проектов позволят родителям решать задачи социально- нравственного и личностного развития их детей?
Семейный проект предполагает совместную работу родителей и детей при выполнении какой-то задачи, но результаты проделанной работы они могут рассказать в детском саду.
«Семейное древо».
Его можно предложить с целью расширения знаний детей о своём роде, профессиях, роде деятельности и достижениях своих прадедов, воспитания уважения и любви к родным и близким.
«Игрушки моего детства».
Родители рассказывают детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве, находят фотографии этих игрушек, вместе с детьми сравнивают их с современными игрушками.
«Герб моей семьи».
Дети вместе с родителями придумывают герб своей семьи и его презентуют его в группе. При выборе образов они руководствуются своими семейными ценностями и традициями.
«Что в имени моем».
Родители раскрывают тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформляют объяснение этого имени на листе бумаге, рассказывают ребенку, почему они дали ребенку такое имя, а дети делятся своими знаниями о своем имени в группе.
«Хранители воспоминаний».
Дети вместе с родителями мастерят рамки для фотографий или готовят семейный фотоколлаж и рассказывают о событиях, изображенных на них. У кого-то – это был семейный праздник, у кого-то – незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие.
Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у педагогов и родителей одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию" из опыта работы
Из опыта работы...
Выступление на семинаре комплекса. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
В условиях, когда большинсьво семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...
Выступление на семинаре комплекса. «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию»
В условиях, когда большинство семей озадачены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...
Презентация "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях пратнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей....
Проект «Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Проект "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"...
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию является главной задачей в дошкольном воспитании. Детский сад работает над этой темой...