Выступление на семинаре комплекса. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
В условиях, когда большинсьво семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyami_vospitannikov_po_nravstvenno.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию»
В условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Мы знаем, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Из-за этого мы, воспитатели, очень часто испытываем трудности в общении с родителями. Как сложно достучатся до мам и пап! Не секрет, как нелегко порой нам объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одевать, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. И у нас начинает «болеть голова» как изменить такое положение; как заинтересовать в совместной работе; как сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Когда мы берем новую группу , начинаем приглядываться к родителям, анализировать специфику каждой семьи и семейного воспитания ребенка. Начинаем вырабатывать тактику своего общения с каждым родителем. А чтобы лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, можно провести анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Обработав данные, можно получить реальную картину воспитания ребенка в каждой семье.
Проводя работу с родителями в группе, у меня сложились определенные критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Вначале отражались количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещения родительских собраний, присутствие на детских праздниках, участие в выставках, помощь родителей в оснащении педагогического процесса, решение бытовых проблем в группе. Другими словами из всех этих наблюдений стало понятно кто из родителей:
– лидеры, которые с удовольствием участвуют в воспитательно–образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
- исполнители, которые принимают участие при условии, если сильно-сильно попросить, убедить в значимости их помощи;
- наблюдатели.
Поэтому в группе мы пытаемся (учимся) создавать благоприятный климат взаимодействия с родителями, установить доверительные отношения с родителями; постепенно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; по возможности работать в тесном контакте с семьями детей.
В организации работы с родителями можно применить следующие виды работы:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
-беседы; консультации; посещение семьи ребенка;
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:
- групповые тематические консультации; родительские собрания; родительские конференции; круглые столы; « дни открытых дверей»; показы открытых занятий; приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми; мастер - класс педагогов и родителей; тренинги; семейные клубы; «родительская почта»; различные кружки ( например « Очумелые ручки», где родители и дети занимаются различными видами рукоделий); участие в различных в выставках работ; участие в проектной деятельности;
НАГЛЯДНО - ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
- родительские уголки; информационные стенды; листы - памятки, информационные листы, библиотека специальной литературы; библиотека игр; видеотека, аудиотека;
- - также мы используем анкетирование; тестирование; различные вопросники (для правильной организации индивидуальной работы с ребенком и пожеланий родителей).
В организации с родителями можно использовать следующие формы и методы работы.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности. Родительское собрание предполагает обязательное включение теоретического материала, практических упражнений, фрагментов занятий с детьми, рекомендаций психолога, логопеда и других узких специалистов детского сада, игр с родителями и совместных игр - упражнений родителей и детей.
На родительских собраниях очень важна атмосфера дружеских взаимопонимания между родителями и воспитателем. Доброжелательный тон повествования способствовал созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить.
Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности за инициативность, ответственность, за активность участников всех дел в группе.
ДОСУГОВОЕ направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно является самым трудным в организации работы с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.
Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые близкие и дорогие люди! И как бы нам не было тяжело организовывать на утренниках совместные игры, номера с родителями и детьми, делать это нужно как можно больше. Потому что родители видят, что дети гордятся ими, детям хочется больше петь, танцевать, играть совместно с родителями, ведь пройдут годы, дети забудут песни, стихи, которые были на утренниках, но в их памяти сохранится тепло общения, радость, сопереживание.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Так что пусть праздничные встречи проходят как можно чаще и будут полезными и увлекательными для всех.
Участие семей в различных конкурсах (между детскими садами, между возрастными группами, внутри самой группы) не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Главное, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, нужно заранее сделать интригующее, яркое сообщение, чтобы они не остались равнодушными; а принялись вместе с детьми рисовать, изготавливать интересные поделки, собирать фотографии - вся эта работа помогает нам лучше узнать детей и родителей.
Хотелось бы мне сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями: каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае.
Проектная деятельность придумана с одной основной целью, чтобы укрепить детско-родительские отношения. В результате работы над проектом у детей мы воспитываем или развиваем (кому как нравится) трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду взрослых. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине - рождается из чувств любви к своей семье.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовует развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Наглядно-информационное направление в группе - это родительские уголки, различные папки передвижки; фотомонтажи, фотовыставки, семейные вернисажи, картотека игр. В группе можно подобрать библиотеку специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Нам необходимо следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок.
Все эти формы помогут активизировать родителей в дальнейшей нашей совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому у нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей и воспитателей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Использование разнообразных форм работы дает надежду, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно будут становиться помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию" из опыта работы
Из опыта работы...
Выступление на семинаре комплекса. «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию»
В условиях, когда большинство семей озадачены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...
Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Выступление на педагогическом совете«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриот...
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...
Презентация "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях пратнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей....
Консультация для родителей «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
познавательное развитие....
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию является главной задачей в дошкольном воспитании. Детский сад работает над этой темой...