картотека пальчиковых игр и упражнений для развития общей моторики
материал

Черныш Анастасия Анатольевна

Пальчиковые игры и упражнения для развития общей моторики используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности. Игры и упражнения на разные темы, для детей  младшего и старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцев рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovaya_gimnastika_igry_s_dvizheniyami.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

           «АПЕЛЬСИН»

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН,

МНОГО НАС, А ОН ОДИН.

ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ ЧИЖА,

ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ ЕЖА,

ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ УТЯТ,

ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ КОТЯТ,

ЭТА ДОЛЬКА ДЛЯ БОБРА,

А ДЛЯ ВОЛКА – КОЖУРА.

ОН НА НАС СЕРДИТ, БЕДА,

РАЗБЕГАЙТЕСЬ, КТО КУДА!

Одноименные пальцы рук широко расставлены и соединены друг с другом, образуя шар.

Движения «фонарики».

Загибать по очереди указательные пальцы,

Средние пальцы,

Безымянные пальцы,

Мизинцы,

Большие пальцы.

Поднять руки вверх, сделать «фонарики»

Погрозить указательным пальцем.

Спрятать руки за спину.

        «Вяжет БАБУШКА»

НАША БАБУШКА ИДЕТ

И КОРЗИНОЧКУ НЕСЕТ.

СЕЛА ТИХО В УГОЛОЧЕК,

ВЯЖЕТ ДЕТОЧКАМ ЧУЛОЧЕК.

ВДРУГ КОТЯТА ПРИБЕЖАЛИ

И КЛУБОЧЕК ПОДОБРАЛИ.

- ГДЕ ЖЕ, ГДЕ Ж  МОИ КЛУБОЧКИ?

КАК ЖЕ МНЕ ВЯЗАТЬ ЧУЛОЧКИ?

Сесть на колени, поочередно хлопать по коленям ладонями.

Сложить руки в кулак, имитация вязания.

Каждым пальчиком «пробежать» по коленям.

Развести руки в стороны.

Сложить руки в кулачок, имитация вязания.

«БУРАТИНО»

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Потягиваться, встать на носочки,
наклоны вправо, влево,
руки в стороны,
руки вниз,
встать на носочки,
руки вверх.

       «Егоркино ВЕДЕРКО»

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Расплескалась вода,

Лей скорей еще сюда!

Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

Встряхнуть ритмично руками.

Вытянуть вперед руки,

«позвать»

       «Прилетели ГУЛИ»

ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ,

ГУЛИ – ГОЛУБОЧКИ.

СЕЛИ НА ГОЛОВКУ,

НА ГОЛОВКУ К ДОЧКЕ.

ТЫ, МОЯ ТЫ ДОЧКА,

ПОМАШИ ПЛАТОЧКОМ:

- КЫШ!

Взмахи руками «крылышки»

Положить руки на голову.

Пальцы обеих рук ритмично сжимать – разжимать к себе «позвать»

Помахать ритмично руками.

      «Кто в ДЕРЕВНЕ живет?»

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Поднять и опустить плечи.

Поочередно загибать пальцы правой руки на каждую строчку.

На каждое слово  поочередно загибать пальцы левой руки

«ДОМ»

НА ПОЛЯНЕ ДОМ СТОИТ,

НУ А ПУТЬ К НЕМУ ЗАКРЫТ.

МЫ ДОРОГУ ОТКРЫВАЕМ,

В ЭТОТ ДОМИК ПРИГЛАШАЕМ.

Соединить над головой руки «домиком», локти отведены в стороны.

Руки соединить внизу в замочек, ладони развернуть к себе.

Развести в стороны медленно руки.

Руки вытянуть вперед, кисти ритмично сжимать – разжимать.

«ДВОРНИК»

КАК У НАШИХ У ВОРОТ

ДВОРНИК УЛИЦУ МЕТЕТ,

ДВОРНИК УЛИЦУ МЕТЕТ,

ВСЕ СОРИНКИ ПОДБЕРЕТ,

ВСЕ СОРИНКИ ПОДБЕРЕТ.

ВЫШЕЛ КОЗЛИК ПОГУЛЯТЬ,

СТАЛ ОН ПРЫГАТЬ И СКАКАТЬ.

КОЗЛИК НОЖКАМИ СТУЧИТ,

ПО-КОЗЛИНОМУ КРИЧИТ«БЕ – БЕ»

Ритмичное раскачивание рук вправо – влево, корпус наклонен слегка вперед.

Наклонить корпус вперед, ритмично сжимать – разжимать пальцы рук.

Выпрямиться

Прыжки на месте

Потопать на месте

«ДОЖДИК»

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.

4 хлопка,

притопы.
4 хлопка
Прыжки на месте.

Ходьба.
Прыжки "через лужицы"

        «ГНОМЫ»

СТАЛИ ГНОМЫ ГОСТЕЙ ПРИГЛАШАТЬ,

СТАЛИ ГНОМЫ ГОСТЕЙ

УГОЩАТЬ.

КАЖДОМУ ГОСТЮ ДОСТАЛОСЬ ВАРЕНЬЕ.

ПАЛЬЧИКИ СКЛЕЯЛО ОТ УГОЩЕНЬЯ.

ПЛОТНО ПРИЖАЛИСЬ

ЛАДОШКА К ЛАДОШКЕ.

ГОСТИ НЕ МОГУТ

ВЗЯТЬ ДАЖЕ ЛОЖКИ.

Указательный палец правой руки поочередно загибает в кулачок пальцы левой руки.

То же самое другой рукой.

Ладонью правой руки погладить «намазать» ладонь левой руки.

Соединить вмести пальцы обеих рук.

Соединить ладони вместе.

Пожать плечами.

«ГУСЬ»

ГУСЬ КУПИЛ СЕБЕ ГАРМОШКУ,

НО ДЫРЯВУЮ НЕМНОЖКО.

ШИРОКО ГАРМОШКА ПЕЛА,

ПО-ГУСИНОМУ ШИПЕЛА:

«Ш – Ш – Ш»

Движения – имитация игры на гармошке.

Пожать плечами

Наклониться вперед, руки убрать за спину

        «ДОМИК»

Заходите к нам в домишко!

Здесь живут кроты и мышки,

Волк, барашек, лягушонок,

Косолапый медвежонок!

Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук - "Крыша"
Поочередно загибать пальцы на одной руке.

Согнуть пальцы в «когти»

 «ЕЛКИ»

ЕЛИ НА ОПУШКЕ,

ДО НЕБЕС МАКУШКИ,

СЛУШАЮТ, МОЛЧАТ.

СМОТРЯТ НА ВНУЧАТ.

А ВНУЧАТА – ЕЛОЧКИ,

ТОНКИЕ ИГОЛОЧКИ.

У ЛЕСНЫХ ВОРОТ ЖИВУТ,

МЕДЛЕННО РАСТУТ.

Руки вдоль туловища, кисти рук в стороны, пальцы расставлены.

Руки подняты вверх.

Указательный палец ко рту.

Сесть на корточки, руки, как в начале.

Медленно встают.

«ЕЖ»

ВОТ СВЕРНУЛСЯ ЕЖ В КЛУБОК,

ДО ЧЕГО ЖЕ ОН ПРОДРОГ.

ЛУЧИК ЕЖИКА КОСНУЛСЯ,

ЕЖИК СЛАДКО ПОТЯНУЛСЯ.

Сесть на корточки, обнять плечи руками.

Медленно встать.

Потянуть руки вверх, распрямиться и сбросить руки вниз.

«ЕДЕМ – ЕДЕМ»

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.

Ноги вместе, поскоки на месте.
Одна нога впереди, на другой подскоки.
Затем утиный шаг вперевалочку.
Грудь вперед - посеменить ногами.
Руки перед грудью, прыжки, бег на месте

        

«ЗВЕРИ ЛЕСА»

ГОРДЕЛИВО И КРАСИВО

ХОДИТ ЛОСЬ В ЛЕСУ ГУСТОМ.

ПО-МЫШИНОМУ ПУГЛИВО

СЕМИНИТ МЫШОНОК В ДОМ.

И ПО-ЗАЯЧЬИ ЗАЙЧИШКА

ВСЕ СПЕШИТ ЗАПУТАТЬ СЛЕД.

ПО-МЕДВЕЖЬИ ХОДИТ МИШКА,

КОСОЛАП ОН С ДЕТСКИХ ЛЕТ.

Высокий шаг на месте.

Бег на месте.

Прыжки на месте.

Тяжелые «медвежьи» шаги на месте.

«ЗАЙЦЫ»

СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ

ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ.

ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ

СКАЧЕТ ЗАЙКА ВТОРОЙ.

Соединить в  кулачок правую руку, указательный и средний пальцы поднять вверх.

Поднять правую руку вверх, широко расставив пальцы.

Повторить упражнение с начала с левой рукой.

«Скачет ЗАЙЧИК»

ЛОВКО С ПАЛЬЧИКА

НА ПАЛЬЧИК

СКАЧЕТ ЗАЙЧИК,

СКАЧЕТ ЗАЙЧИК.

Ладони перед собой. На левой руке пальцы широко расставлены, ладонь повернута вверх. Указательный палец правой руки ритмично дотрагивается по очредно до пальцев левой руки.

Упражнение повторяется, меняются руки.

«ЗАМОК»

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК,

КТО ЕГО ОТКРЫТЬ БЫ МОГ?

ПОТЯНУЛИ,

ПОКРУТИЛИ,

Обе руки соединить в замочек.

Пожать плечами.

Потянуть в стороны руки, не разжимая замочек.

Вращать кисти рук, не разжимая

ПОСТУЧАЛИ

И ОТКРЫЛИ.

замочек.

Постучать кулачок об кулачок.

Развести руки в стороны.

«ЗАЙЧИК»

ЗАЙЧИК СЕРЫЙ СКАЧЕТ ЛОВКО.

В ЛАПКАХ У НЕГО МОРКОВКА.

Все пальцы сжаты в кулак, указательный и большой подняты вверх, указательный палец ритмично касается большого пальца.

«ЗАЙКА»

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги,
И назад скорей скачи.

Движения по тексту потешки.

        «ЗАЙКА»        

Шел зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова.

Зайка весело шагает,

Лапки зайка поднимает,

Раз-два, раз-два,

Под ногой шуршит трава.

Зайка вышел к ручейку,

Он шагает по мостку!

Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова.

Лапки зайка ставит ловко,

В огороде ждет морковка!

Раз-два, раз-два,

За мостком шуршит трава.

 

Зайка маленький устал,

Зайка сел, зайка встал!

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова.

 

Рой пчелиный, берегись!

Снова сел зайчонок вниз!

Раз-два, раз-два,

Прошуршит ему трава.

Как ушастый серый мячик

По тропинке зайка скачет.

- Раз-два, раз-два, -

Вслед ему кричит сова.

 

Зайка прыг, зайка скок,

Через маленький пенек.

Раз-два, раз-два,

У пенька шуршит трава.

 

Шел зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

В огород он к нам пришел

И морковку там нашел!

Шаг на месте, высоко поднимая колени

Руки в стороны, шаги маленькие, пятка приставляется к носку др. ноги

Приседания

Взмахи руками над головой

Присесть на корточки

Прыжки на месте

Прыжки высокие на каждые 2 слова

Шаги на месте

Погладить животик

«ЗАРЯДКА в лесу»

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

 

Распрямили спинку,

Вышли на тропинку:

Ставим ножки аккуратно

И идем туда - обратно!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

 

В прятки с зайкой поиграем,

Под кустом поприседаем.

Ручки, солнышко, давай,

И как зайка приседай!

Сели – спрятались! Ку-ку!

Встали – снова наверху!

Сели-встали, сели-встали,

Вот как в прятки мы играли!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

 

Упираем руки в бок

И лягушкой скок да скок!

Мы подпрыгнем высоко,

Лес увидим далеко.

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

 

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Попрощаемся с друзьями

И домой вернемся к маме.

 

Раз-два, три-четыре,

Мы опять в своей квартире!

 

Шаг на месте

Шаг маленький: пятка приставляется к носку др. ноги

Ритмично присесть, закрыв ладонями лицо – выпрямиться.

Руки на пояс, прыжки на месте

Шаг на месте, высоко поднимая колени

Помахать кистью руки над головой

4 раза хлопнуть со словами

Медленно сесть на корточки

«Дружат все ЗВЕРЯТА»

Дружат добрые зверята

 Дружат малые зайчата.

Дружат в озере бобры,

Дружат в небе комары,

 

Дружат милые ежата,

Дружат даже медвежата

 

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

Соединяем одинаковые пальчики рук.

Пальцы рук соединяются в "замок"

Ритмичное касание мизинцев обеих рук

Ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук

Ритмичное касание средних пальцев обеих рук

Ритмичное касание указательных пальцев обеих рук

Ритмичное касание больших пальцев обеих рук

Руки опустить, потрясти кистями

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки.

        «Считаем ИГРУШКИ»

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Поочередно загибать пальцы правой руки на каждую строчку.

На каждое слово  поочередно загибать пальцы левой руки

       «КОТ МУРЛЫКА»

ВОТ КОТ МУРЛЫКА ХОДИТ,

ОН ВСЕ ЗА МЫШКОЙ БРОДИТ.

МЫШКА, МЫШКА, БЕРЕГИСЬ,

СМОТРИ, КОТУ НЕ ПОПАДИСЬ!

«А – А – АМ»

Легкие, свободные кисти рук «кошечка».

Погрозить указательным пальчиком

Сделать резкое движение пальцев обеих рук «когти»

«КОЗА С КОЗЛЕНКОМ»

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ,

ИДЕТ КОЗА БОДАТАЯ.

К НЕЙ КОЗЛЕНОК СПЕШИТ,

КОЛОКОЛЬЧИКОМ ЗВЕНИТ.

Указательный палец и мизинец подняты вверх,

Остальные пальцы прижать к ладони, большой палец прижать сверху.

Указательные и безымянные пальцы поднять вверх, остальные прижать.

Пальцы соединить в щепотку и потрясти кистями.

«ВЫШЛА КОШЕЧКА»

ВЫШЛА КОШЕЧКА ВПЕРЕД,

К НАМ ИДЕТ, ХВОСТОМ ИГРАЕТ.

ЕЙ НАВСТРЕЧУ ИЗ ВОРОТ

ДВЕ СОБАКИ ВЫБЕГАЮТ.

Мягкие кисти рук переступают, как лапки.

Левой ладонью помахать у основания правой руки.

Большие пальцы обеих рук подняты вверх, ладонями к себе, другие пальцы соединены вместе.

Похлопать в ладоши.

«КОШКА И ШАР»

НАДУВАЛА КОШКА ШАР,

А КОТЕНОК ЕЙ МЕШАЛ.

ПОДОШЕЛ И ЛАПКОЙ ТОП,

А У КОШКИ ШАРИК – ХЛОП!

Соединить перед собой руки, пальцы сомкнуты в щепотку, интенсивно подуть на звук «ш – ш – ш».

Топнуть ногой.

Хлопнуть в ладоши, интенсивно подуть на звук «ш – ш – ш».

«Делит сыр усатый КОТ»

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

Фонарики обеими руками

Соединить округло одноименные пальцы – «головка сыра»

Погладить по животу

Мягкие кошачьи лапки

На каждые две строчки загибать поочередно пальцы одной руки указательным пальцем другой.

За тем повторить упражнение, поменяв руки.

«КУЗНЕЧИК»

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, Выше высоко,
Прыгай на носках легко!

Делать движения плечами,


прыгать на двух ногах,


прислушиваться


и опять прыгать.

«Шла КОЗА по лесу»

ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ,

НАШЛА ТАМ ПРИНЦЕССУ.

ДАВАЙ, КОЗА, ПОПРЫГАЕМ,

ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ,

НОЖКАМИ ПОДРЫГАЕМ,

ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ,

РУЧКАМИ ПОХЛОПАЕМ,

ПОХЛОПАЕМ, ПОХЛОПАЕМ,

НОЖКАМИ ПОТОПАЕМ,

ПОТОПАЕМ, ПОТОПАЕМ,

ГОЛОВОЙ ПОКАЧАЕМ…

И НАЧНЕМ СНАЧАЛА!

Дети сидят на стуле.

Сидя на стуле, пошагать по полу.

Ноги вместе, подпрыгивать, опираясь руками на стул.

Покачать ноги над полом.

Ритмичные хлопки в ладоши

Сидя на стуле, пошагать по полу. Ритмично покачать головой к правому – левому плечу

Упражнение повторяется.

«Мы КАПУСТУ рубим»

МЫ КАПУСТУ РУБИМ,

МЫ МОРКОВКУ ТРЕМ.

МЫ КАПУСТУ СОЛИМ,

МЫ КАПУСТУ ЖМЕМ.

Соединить пальцы на левой ладони, перед собой развернуть ладонь вверх. На правой руке соединить пальцы, ритмично стучать боком правой ладони по левой.

Потереть кулачок об кулачок.

Соединить пальцы в щепотки, движение «солим»

Ритмично сжимать и разжимать кисти рук.

«КОТ»

Вот идет черный кот,
Притаился, мышек ждет.
Мышка норку обойдет,
И к коту не подойдет.

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,
встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

«КОЗА и ее рожки»

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
То же упражнение выполнить пальцами левой руки;
То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

«КРОЛЬЧИХА»

ГОВОРИЛА МАТЬ – КРОЛЬЧИХА:

- ПОСИДИТЕ, ДЕТКИ, ТИХО!

ТРУДНО ВАС ПЕРЕСЧИТАТЬ,

РАЗ – ДВА – ТРИ – ЧЕТЫРЕ - ПЯТЬ

Указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх, остальные сжаты в кулачок.

Указательный палец прижать ко рту

«Фонарики»

Поочередно загнуть пальцы на левой руке, за тем на правой

        «ЛЕБЕДИ»

ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ,

КРЫЛЬЯМИ МАШУТ.

ПРОГНУЛИСЬ НАД ВОДОЙ,

КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ.

ПРЯМО И ГОРДО УМЕЮТ ДЕРЖАТЬСЯ,

ОЧЕНЬ БЕСШУМНО НА ВОДУ ЛОЖАТЬСЯ.

Руки в стороны. Плавные движения с большой амплитудой.

Наклонить корпус вперед, медленно наклонять голову.

Поднять голову вверх,

Сесть медленно на корточки, руки в стороны.

«ЛИСИЧКА - сестричка»

ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА

СИДИТ ЗА КУСТОМ.

МАШЕТ ХВОСТОМ.

А БЕДНЫЙ ЗАЙЧИШКА

ГЛЯДИТ ИЗ КУСТА.

У ЗАЙЧИКА НЕТ

ТАКОГО ХВОСТА.

Сложить перед собой руки – лапки, мягко «переступать лапками»

Собрать пальцы в кулачки, подняв указательный и средний палец вверх

Развести в стороны руками

Поднять вверх большие пальцы, остальные собрать в кулачок.

        «МЕДВЕЖАТА»

МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ,

ГОЛОВОЙ СВОЕЙ КРУТИЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

ГОЛОВОЙ СВОЕЙ КРУТИЛИ.

МЕДВЕЖАТА МЕД ИСКАЛИ,

ДРУЖНО ДЕРЕВО КАЧАЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

ДРУЖНО ДЕРЕВО КАЧАЛИ.

ВПЕРЕВАЛОЧКУ ХОДИЛИ

И ИЗ РЕЧКИ ВОДУ ПИЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

И ИЗ РЕЧКИ ВОДУ ПИЛИ.

А ПОТОМ ОНИ ПЛЯСАЛИ,

ВЫШЕ НОГИ ПОДНИМАЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК,

ВЫШЕ НОГИ ПОДНИМАЛИ.

Круговые движения головой поочередно в разные стороны.

Наклоны в стороны, руки вперед.

Ходьба по – медвежьи,

наклоны вперед.

Выставлять поочередно ноги на пятку.

«МЫШКА»

МЫШКА, МЫШКА, ЧТО НЕ СПИШЬ?

ЧТО СОЛОМОЮ ШУРШИШЬ?

Я БОЮСЬ УСНУТЬ, СЕСТРИЦА,

КОТ УСАТЫЙ МНЕ ПРИСНИТСЯ.

Сложить руки в кулачки, мизинец поднять вверх, ритмично им покачивать.

«Фонарики»

Погрозить указательными пальцами.

Округлить пальцы – «показать когти»

«Пять маленьких МЫШАТ»

ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ МЫШАТ

ЗАБРАЛИСЬ В КЛАДОВКУ.

В БОЧОНКАХ И БАНКАХ

ОРУДУЮТ ЛОВКО.

НА СЫР ЗАБИРАЕТСЯ

ПЕРВАЯ МЫШКА.

В СМЕТАНУ НЫРЯЕТ

ВТОРАЯ МАЛЫШКА.

А ТРЕТЬЯ С ТАРЕЛКИ

ВСЕ МАСЛО СЛИЗАЛА.

ЧЕТВЕРТАЯ В МИСКУ

С КРУПОЮ УПАЛА.

А ПЯТАЯ МЫШКА

МЕДКОМ УГОЩАЕТСЯ…

ВСЕ СЫТЫ, ДОВОЛЬНЫ,

ВДРУГ, КОТ ПРОСЫПАЕТСЯ!

«БЕЖИМ!», - ПРОПИЩАЛА

ПОДРУЖКАМ МАЛЫШКА,

И СПРЯТАЛИСЬ В НОРКУ

ПРОКАЗНИЦЫ МЫШКИ.

Кисти рук сложить на груди «лапками».

Пошевелить всеми пальчиками.

Сложить пальцы в кулачок

Поднять вверх большие пальцы, пошевелить.

То же движение указательными пальцами

То же движение средними пальцами

Поднять и опустить безымянные пальцы

Поднять вверх мизинцы, пошевелить.

Кисти рук выполняют «фонарики»

Резко выпрямить все пальцы в стороны.

Пошевелить мизинцами

Убрать за спину руки.

«МИЗИНЧИК плачет»

МАЛЕНЬКИЙ МИЗИНЧИК

ПЛАЧЕТ, ПЛАЧЕТ, ПЛАЧЕТ…

БЕЗЫМЯННЫЙ НЕ ПОЙМАЕТ,

ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ.

СРЕДНИЙ ПАЛЬЧИК ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ,

НЕ ЖЕЛАТ СЛУШАТЬ.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ СПРОСИЛ:

- МОЖЕТ, ХОЧЕШЬ КУШАТЬ?

А БОЛЬШОЙ БЕЖИТ ЗА РИСОМ,

ТАЩИТ РИСУ ЛОЖКУ, ГОВОРИТ:

- НЕ НАДО ПЛАКАТЬ,

НА, ПОЕШЬ НЕМНОЖКО!

Кисти рук сжаты в кулачок

Постепенно, начиная с мизинца, разжимаются пальцы.

Одноименные пальцы пошевелить, в соответствии с текстом.

Соединить пальцы, ладошку выгнуть «Горсткой»

«МИШКА в гости заходил»

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Он ко всем друзьям зашел,

А потом домой пошел.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, "Колечко"

Помахать рукой

        «НОЖКИ и ладошки»

Как у наших ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки-ладошечки,
Веселые хлопошечки.

Руки на поясе - топаем ножками,
Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

«НОЖКИ»

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
Те же движения производить пальцами левой руки;
Те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

        «ОСЕНЬ»

ЧТО-ТО ШЕПЧУТ ЛИСТЬЯ,

ПОДОЙДЕМ И СПРОСИМ.

ЛИСТЬЯ ОТВЕЧАЮТ:

«ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, ОСЕНЬ».

И СПОЛЗАЮТ ТУЧИ,

ПТИЦ КУДА-ТО ПРЯЧУТ,

ВСЕ СИЛЬНЕЕ ВЕТКИ

ПЛАЧУТ, ПЛАЧУТ, ПЛАЧУТ.

Потереть ритмично одну ладонь об другую.

Кисти рук медленно и ритмично опустить сверху вниз.

Медленно встряхивать кисти рук.

Руки покачать над головой.

«ОВЕЧКА»

ВОТ КУДРЯВАЯ ОВЕЧКА,

ШЕРСТКА БЕЛАЯ В КОЛЕЧКО.

ШЕРСТКА МЯГКАЯ, ГУСТАЯ.

ШУБКА У ОВЦЫ ТАКАЯ!

«Фонарики» двумя руками.

Поочередно соединить на каждой ладошке большой палец с другими.

Плавные движения кистями рук, «поглаживание».

Руки поставить на пояс.

«У ОЛЕНЯ дом большой»

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ,

ОН ГЛЯДИТ В СВОЕ ОКОШКО.

ЗАЙКА ПО ПОЛЮ БЕЖИТ,

В ДВЕРЬ К НЕМУ СТУЧИТ:

«ДВЕРЬ СКОРЕЙ, ОЛЕНЬ, ОТКРОЙ,

ТАМ В ЛЕСУ ОХОТНИК ЗЛОЙ!

ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЗАБЕГАЙ,

ЛАПУ МНЕ ДАВАЙ!

Руки сложить над головой крест накрест.

В И. П. повороты головы влево – вправо.

Сложить правую руку в кулачок, указательный и средний пальцы поднять вверх, постучать кулачком об ладонь левой руки.

Постучать кулачок об кулачок.

Протянуть вперед руки, «Позвать» кистями рук к себе.

Пожать правой рукой левую руку.

 «ПОБЕЖАЛИ»

ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ

ДЕТИ НАПЕРЕГОНКИ

Движение указательного и среднего пальцев по бедру и коленям.

Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп.

«ПТИЧКА»

ПТИЧКА КРЫЛЫШКАМИ МАШЕТ

И ЛЕТИТ К СЕБЕ В ГНЕЗДО.

ПТЕНЧИКАМ СВОИМ РАССКАЖЕТ,

ГДЕ ОНА НАШЛА ЗЕРНО.

РЕЗЗЕВАЕТ ПТЕНЧИК РОТ:

«МАМА, МАМА» - ОН ЗОВЕТ.

Руки в стороны – «крылышки», плавные взмахи.

Перед собой соединить ладони, пальцами вверх.

Все пальцы соединить, большой палец ритмично опускается вниз, «клювики».

«ПТИЧКИ»

ПТИЧКИ ПОЛЕТЕЛИ,

КРЫЛЬЯМИ МАХАЛИ.

НА ДЕРЕВЬЯ СЕЛИ,

ВМЕСТЕ ОТДЫХАЛИ.

Руки в стороны, локти прижаты к туловищу, легкие взмахи руками – «крыльями»

Руки поднять вверх, пальцы расставить в стороны.

Руки соединить за спиной.

«ПРОГУЛКА»

РАЗ, ДВА, ТРИ, РАЗ, ДВА, ТРИ,

ПО ДОРОЖКЕ МЫ ПОШЛИ.

ПЕТЛЯТЬ ТРОПИНКА НАЧАЛА

СРЕДИ ВЫСОКИХ ТРАВ.

ПО НЕЙ ШАГАЕМ МЫ ЛЕГКО,

ГОЛОВУШКУ ПОДЯВ.

ВОТ МЫ КОЧКИ УВИДАЛИ, ЧЕРЕЗ НИХ МЫ ПРЫГАТЬ СТАЛИ.

ВПЕРЕДИ ТЕЧЕТ РУЧЕЙ,

ПРОХОДИТЕ ПОСКОРЕЙ.

РУКИ В СТОРОНЫ РАССТАВИМ,

ПЕРЕХОДИТЬ ЕГО МЫ СТАНЕМ.

ПОСМОТРЕЛИ НА БЕГУ:

КТО ПАСЕТСЯ НА ЛУГУ?

МУ – МУ – МУ.

- КОРОВЫ.

БЕ – БЕ - БЕ.

- ОВЕЧКИ.

МЕ – МЕ – МЕ

КОЗЫ

И – ГО – ГО

- ЛОШАДИ.

ГА – ГА – ГА.

- ГУСИ.

Шаг на месте.

Руки перед собой соединены в замочек, волнообразные движения.

Шаг на месте, голову подняв вверх.

Прыжки на месте.

Руки подняты вверх волнообразные поочередные

движения.

Руки в стороны, шаг на носочках.

Бег на месте.

Наклониться вперед, указательные пальцы приставить ко лбу – «рожки»

Повторить движение

Повторить движение

Руки перед собой «копытца», одной ногой ритмично топать.

Ритмично похлопать руками по бокам – «крылья».

«В гости к ПАЛЬЧИКУ большому»

В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ

ПРИБЕГАЛИ ПРЯМО К ДОМУ

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ,

БЕЗЫМЯННЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ.

САМ МИЗИНЧИК – МАЛЫШОК

ПОСТУЧАЛСЯ НА ПОРОГ.

ВСЕ ПАЛЬЧИКИ – ДРУЗЬЯ,

ДРУГ БЕЗ ДРУГА НАМ НЕЛЬЗЯ.

Пальцы расставить широко, большой палец прижать к ладони.

По очереди загибать в кулачок одноименные пальцы соответственно тексту.

Постучать кулачок об кулачок

Соединить обе руки в замок.

«Вышли ПАЛЬЧИКИ гулять»

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

В ДОМИК СПРЯТАЛИСЬ ОПЯТЬ

По очереди из кулачка правой руки разжимать пальцы.

По очереди складывать пальцы в кулачок. За тем упражнение повторить с другой рукой.

«ПЕКАРЬ»

ПЕКАРЬ, ПЕКАРЬ, ИЗ МУКИ

ИСПЕКИ НАМ КОЛОБКИ.

ДА СУШКИ ВАНЮШКЕ,

ДА БАРАНКИ ТАНЮШКЕ,

БУБЛИКИ ГРИШКЕ,

ДА  КРЕНДЕЛЬ МАРИШКЕ.

Ритмичное похлопывание ладонями друг об друга – «печем пирожки».

Указательный и большой пальцы правой руки соединить с одноименными пальцами левой руки.

Указательный и большой пальцы на каждой руке соединить.

Соединить руки в замочек.

Поочередно соединять большие пальцы с другими пальцами.

Похлопать ритмично в ладоши.

«Два ПРИТОПА»

ДВА ПРИТОПА, ТРИ ПРИХЛОПА.

ЕЖИКИ, ЕЖИКИ.

НАКОВАЛИ, НАКОВАЛИ

НОЖНИЦЫ, НОЖНИЦЫ.

БЕГ НА МЕСТЕ, БЕГ НА МЕСТЕ,

ЗАЙЧИКИ, ЗАЙЧИКИ,

НУ-КА, ДРУЖНО

НУ-КА, ВМЕСТЕ,

ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ!

Вращение кистями.

Удары кулачком об кулачок

Перекрещивание рук

Бег на месте

Прыжки

Пружинка

«я ПОЗВОНОЧНИК берегу»

 Я ПОВТОРЯЮ ПО УТРАМ:

- МОЙ ПОЗВОНОЧНИК ГИБОК, ПРЯМ.

КОГДА Я СПЛЮ,

СТОЮ,

СИЖУ,

ЗА ПОЗВОНОЧНИКОМ СЛЕЖУ.

Я ПОЗВОНОЧНИК БЕРЕГУ

И ОТ БОЛЕЗНЕЙ УБЕГУ.

Руки на поясе, наклоны вправо – влево.

Ладони соединить, под голову

Руки прижать вдоль туловища

Руки на колени, слегка присесть

Руки в замочек, по очереди отвести правое и левое плечо

Потянуться руками вверх

Бег на месте

«Разминаем ПАЛЬЦЫ»

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,

БУДЕМ ПАЛЬЦЫ РАЗМИАТЬ:

ВОТ ВАНЯ – САМЫЙ СИЛЬНЫЙ,

САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ.

СТЕПА НУЖЕН ДЛЯ ТОГО,

ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО.

СЕРГЕЙ – ОН САМЫЙ ДЛИННЫЙ,

СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ.

МАТВЕЙ БЕЗЫМЯННЫЙ,

ИЗБАЛОВАННЫЙ ОН САМЫЙ.

НИКИТА ХОТЬ И МАЛ,

ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ.

Хлопки в ладоши

Пальцы сжать в кулачок

Показать большой палец

Показать указательный палец

Показать средний

Показать безымянный

Показать мизинец

Похлопать в ладоши, повторить упражнение с другой рукой

«ПЛЯСКУ я учу»

КАБЛУЧКОМ Я СТУЧУ,

ПЛЯСКУ РУССКУЮ УЧУ.

ПЛЯСКА РУССКАЯ МОЯ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ.

СЯДУ – ВСТАНУ,

СЯДУ – ВСТАНУ,

И КАК МЯЧИК ПОСКАЧУ.

ПРИСЕДАТЬ Я НЕ УСТАНУ,

Я ТАНЦОРОМ СТАТЬ ХОЧУ

Ритмичное выставление поочередно ног на пятку

Руки на пояс. Сесть на корточки – встать – нога на пятку, повторить с другой ногой.

Попрыгать на месте.

Руки на пояс. Сесть на корточки – встать – нога на пятку, повторить с другой ногой.

«Зимняя ПРОГУЛКА»

ЛЫЖЫ ВЕСЕЛО БЕРЕМ

И ПО СНЕГУ ВСЕ ПОЙДЕМ.

ПО СУГРОБАМ ВЫСОКО

НОГИ ПОДНИМАЕМ,

А ПО ЛЬДУ СОВСЕМ ЛЕГКО,

ТИХОНЕЧКО ШАГАЕМ.

МЫ ДЕРЕВЬЯ И КУСТЫ

ЗМЕЙКОЙ ОБОЙДЕМ,

И К ПУШИСТОЙ ЕЛКЕ

ВСКОРЕ МЫ ПРИДЕМ.

«шаги лыжника»

Шаги, высоко поднимая колени

Шаги медленные, на носочках, руки в стороны

«шаги лилипута»

Руки прижать к туловищу, кисти рук в стороны, покружиться

«ПЕТУШОК».

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной.
Дальше делать круговые движения руками, приседать,
грозить пальчиком,
делать наклоны вперед.

«ПРОГУЛКА»

ДЕИ ПО ЛЕСУ ГУЛЯЛИ,

ЗА ПРИРОДОЙ НАБЛЮДАЛИ.

ВВЕРХ НА СОЛНЦЕ ПОСМОТРЕЛИ,

И ИХ ЛУЧИКИ ПОГРЕЛИ.

БАБОЧКИ ЛЕТАЛИ,

КРЫЛЬЯМИ МАХАЛИ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,

НАДО НАМ БУКЕТ СОБРАТЬ.

РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИСЕЛИ,

В РУКАХ ЛАНДЫШИ ЗАПЕЛИ.

СПРАВА ЗВОН –

ДИНЬ – ДОН,

СЛЕВА ЗВОН –

ДИНЬ – ДОН,

НА НОСИК СЕЛА ПЧЕЛА,

ПЕРЕПУТАЛА ОНА.

МЫ ЛИСТОЧКИ ПРИПОДНЯЛИ,

В ЛАДОШКИ ЯГОДКИ СОБРАЛИ.

ОХ, НАЕЛИСЬ МЫ С ТОБОЙ…

А ТЕПЕРЬ ПОЙДЕМ ДОМОЙ.

Шаг на месте

Поднять голову вверх,

Руки поднять через стороны вверх

Прижать локти к себе, движение кистей рук – «крылышки»

Указательным пальцем правой руки

поочередно загибать пальцы левой руки

движения в соответствии с текстом.

«фонарики»

«фонарики» справа

 «фонарики» слева

Дотронуться указательным пальцем до кончика носа

Сложить ладони вместе, прогнуть ладони «чашечкой»

Погладить живот

Помахать рукой над головой

«ПЧЕЛКА»

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

           «По СУГРОБАМ»

МЫ ШАГАЕМ ПО СУГРОБАМ,

ПО СУГРОБАМ КРУГЛОЛОБЫМ.

ПОДНИМАЙ ПОВЫШЕ НОГУ,

ПОКАЖИ ДРУЗЬЯМ ДОРОГУ.

ОЧЕНЬ ДОЛГО МЫ ШАГАЛИ,

НАШИ НОЖЕНЬКИ УСТАЛИ.

Ритмичный шаг на месте, высоко поднимая колени.

Сесть на корточки, обнять руками плечи.

МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ,

А ПОТОМ ОПЯТЬ ПОЙДЕМ.

Встать на ноги и упражнение повторить.

«САМОЛЕТЫ»

Самолёты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
руки в стороны,
приседания, руки к коленям,
руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

«СНЕГ»

ВИЛСЯ, ВИЛСЯ БЕЛЫЙ РОЙ,

СЕЛ НА ЗЕМЛЮ – СТАЛ ГОРОЙ.

Руки выполняют движения «фонарики» над головой

Сесть на корточки, ладони опустить вниз

«СОЛНЦЕ утром рано встало»

СОЛНЦЕ УТРОМ РАНО ВСТАЛО,

ВСЕХ ДЕТИШЕК ПРИЛАСКАЛА.

Ладони скрещены, тыльные стороны запястий соприкасаются, пальцы широко расставлены, образуя солнышко с лучами.

«СОЛНЦЕ красное проснулось»

Солнце красное проснулось!

Позевало, потянулось:

Тянет теплые лучи!

Просыпаются ручьи!

Цветочки просыпаются,

Росою умываются!

Распускают лепесточки!

Ах, красивые цветочки!

Рыбки прыгают в воде,

Брызги падают везде!

Бабочки порхают,

Цветочки собирают!

С клевера на кашку

Прыгают букашки!

Заяц кушает морковку!

Рядом Божия Коровка

Как пятнистый самолет

Отправляется в полет:

Крылья расправляет,

Над землей летает!

Потянуться, подняв вверх руки

Разъединить и потянуть пальцы рук в стороны

Покачать кистями рук к лицу

Соединить ладони в бутон, расправить в стороны пальцы – лепестки

Ритмично сжимать – разжимать кулачки

В стороны расправить руки, сделать взмахи - крылья

Прижать локти к туловищу – мал. Крылья, прыжки на месте

Указательный палец поднести ко рту – «ццц»

Расправить в стороны руки, слегка покачать корпус вправо - влево

«Нужно СПОРТОМ заниматься»

НУЖНО СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ,

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

МЫ НАЧНЕМ СЕЙЧАС БЕЗ ПРОМЕДЛЕНЬЯ

И НОГАМИ ДРУЖНО ТОПАТЬ,

И В ЛАДОШИ ГРОМКО ХЛОПАТЬ

ВЫПОЛНЯЕМ ПРАВИЛЬНО ДВИЖЕНИЯ.

«Натягиваем» спинку, расправляем плечи

Движения по тексту

           «Две ТЕТЕРИ»

КАК НА НАШЕМ НАЛУГУ

СТОИТ ЧАШКА ТВОРОГУ,

ПРИЛЕТЕЛИ ДВЕ ТЕТЕРИ,

ПОКЛЕВАЛИ –

УЛЕТЕЛИ.

Пальцы рук широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

Пальцы прижать друг к другу, чтобы получился большой круг, локти отведены в стороны.

Помахать кистями рук, как крыльями.

Соединить большой и указательный пальцы обеих рук («поклевать»)

Помахать руками.

«ТЕЛЯТА»

Этот теленок – пьет молоко,

Этот теленок - ушел далеко,

Этот теленок - копытцами бьет,

Этот теленок - травку жует.

Этот теленок - мычит: - Почему – у

Все разошлись? Я никак не пойму.

Начиная с мизинца, загибать по очереди пальцы

«ТАРЕЛОЧКА»

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу, покачать слегка.

Указательные и большие пальцы на каждой руке соединить.

        «УТРЕЧКО»

УТРО НАСТАЛО,

СОЛНЫШКО ВСТАЛО.

- ЭЙ, БРАТЕЦ ФЕДЯ,

РАЗБУДИ СОСЕДЕЙ!

- ВСТАВАЙ, БОЛЬШАК,

ВСТАВАЙ, УКАЗКА,

ВСТАВАЙ, СЕРЕДКА,

ВСТАВАЙ, СИРОТКА,

И КРОШКА – МИТРОШКА!

ПРИВЕТ, ЛАДОШКА!

ВСЕ ПОТЯНУЛИСЬ

И ПРОСНУЛИСЬ.

Ладони скрещены, пальцы расставлены в стороны.

Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Указательный палец дотрагивается по очереди до одноименных пальцев, по тексту.

Помахать ладонями.

Потянуться

Проснуться

При повторении игры поменять руки

«УШКИ и рожки»

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
То же упражнение выполнить пальцами левой руки;
То же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

        «Красные ЦВЕТОЧКИ»

НАШИ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ

РАСПУСКАЮТ ЛЕПЕСТОЧКИ.

ВЕТЕРОК ЧУТЬ ДЫШИТ,

ЛЕПЕСТКИ КОЛЫШИТ.

НАШИ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ

ЗАКРЫВАЮТ ЛЕПЕСТОЧКИ.

ТИХО ЗАСЫПАЮТ,

ГОЛОВОЙ КАЧАЮТ.

Сесть на корточки, ладони соединены перед собой, локти отведены в стороны – «бутон».

Медленно встать, разводя пальцы в стороны, ладони соединены.

Медленно покачать руки вправо – влево.

Медленно сесть на корточки, вернув руки в исходное положение.

Медленно покачать «бутон»

«ЦВЕТОК»

ВЫРОС ЦВЕТОК НА ПОЛЯНЕ,

УТРОМ ВЕСЕННИМ РАСКРЫЛ

ЛЕПЕСТКИ.

ВСЕМ ЛЕПЕСТКАМ КРАСОТУ И ПИТАНЬЕ

ДРУЖНО ДАЮТ ПОД ЗЕМЛЕЙ КОРЕШКИ.

Сесть на корточки, ладони соединены перед собой, локти отведены в стороны – «бутон».

Медленно встать, разводя пальцы в стороны, ладони соединены.

Медленно покачать руки вправо – влево.

Медленно сесть на корточки, вернув руки в исходное положение.

Медленно покачать «бутон»

«ЦВЕТОК - пион»

НАБУХАЙ СКОРЕЙ, БУТОН,

РАСПУСТИ ЦВЕТОК – ПИОН!

Перед собой соединить ладони, пальцами вверх. Локти отведены в стороны.

Развести в стороны пальцы, ладошки соединены, «цветок раскрылся»

Движение рук «фонарики»

Опустить руки вниз, ритмично сжимать и разжимать пальцы.

 «ЧАСИКИ»

БАБУШКА ОЧКИ НАДЕЛА

И ВНУЧАТОК РАЗГЛЯДЕЛА.

- ТИКИ – ТАК, - ТИКИ – ТАК,

ТАК ХОДИКИ СТУЧАТ.

- ТУКИ – ТОК, ТУКИ – ТОК,

ТАК СТУЧИТ МОЛОТОК.

- ТУКИ – ТАК, ТУКИ – ТАК,

ТАК КОЛЕСА СТУЧАТ.

Кончики пальцев сомкнуты друг с другом, ладони округлые, краями соприкасаются. Постепенно запястья обеих рук тоже соприкасаются, становятся все плотнее друг к другу. Пальцы округленно раскрываются.

«ЧАСТИ ТЕЛА»

У меня такой вопрос:

Где у нас курносый нос?

 

Где же глазки наши?

Нет их в мире краше!

 

Где же наши щечки,

Щечки-лепесточки?

 

Где же наши ушки?

Ушки-лопоушки!

 

Где у нас волоски?

Вот они, в прическе!

 

Где у нас головка?

Покиваем ловко!

 

Где же наши губки?

Где же наши зубки?

 

Где же ручки наши?

Вот мы их покажем!

 

Где же наши пальчики,

Маленькие мальчики?

 

Где у нас ладошки?

Похлопаем немножко!

 

Где же наши ножки?

Походим по дорожке!

 

Где же пятки наши?

Вот сейчас мы спляшем!

Дотронуться до кончика носа

Положить указательные пальцы под глаза

Дотронуться до щек

Дотронуться до ушей

Дотронуться до волос

Покачать головой вправо – влево

Улыбнуться так, чтобы видно было зубы

Поднять вверх руки

Пошевелить поочередно пальцами рук

Похлопать

Пошагать на месте

Поочередно выставить на пятку правую, левую ногу.

                  «ШАР»

НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАРИК.

ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ.

ВДРУГ ШАР ЛОПНУЛ,

ВОЗДУХ ВЫШЕЛ.

СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДОЙ.

Соединить большой и указательный палец на каждой руке в «колесико», приложить к глазам.

Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы подняты вверх, ритмично покачать ими из стороны в сторону.

Постучать кулачком по кулачку.

Пальцы обеих рук расставить широко, ладони прижать друг к другу, выполнить скользящие движения, не отрывая друг от друга.

«Надувайся, ШАРИК, больше»

НАДУВАЙСЯ, ШАРИК, БОЛЬШЕ,

ЛУЧШЕ ЩЕЧКИ РАЗДУВАЙ.

ПОИГРАЙ ТЫ С НАМИ ДОЛЬШЕ:

КАТИСЬ, ПРЫГАЙ И ЛЕТАЙ.

Соединить перед собой руки, пальцы сомкнуты в щепотку.

Медленно развести в стороны руки, ладони слегка выгнуты во внутрь, образуя шар, в конце фразы интенсивно подуть на звук «ш – ш – ш»

Громко хлопнуть в ладоши.

Интенсивно подуть на звук «ш – ш – ш»

Вернуть руки в исходное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Для того, чтобы гармонично и разносторонне развиваться, детям необходимо МНОГО и РАЗНООБРАЗНО двигаться! Предложенные упражнения помогут воспитателю научить детей снимать мышечное напряжение во время ...

Картотека упражнений для развития общей моторики рук

В данной картотеке содержится краткий обзор основных упражнений для развития общей моторики рук детей....

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей со стертой дизартрией особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию всех компонентов психомоторики в их единстве....

Игры и упражнения на развитие общей моторики, мелкой моторики, координацию речи с движением.

Игры и упражнения развивают чувство ритма, координируют движение и речь....

Стихи и упражнения на развитие общей моторики для дошкольников

Практический  материал для воспитателей...

Картотека упражнений для развития общей моторики (старшая группа)

Предлагаю вашему вниманию упражнения на развитие крупной моторики. При помощи этих упражнений можно не только укреплять мышцы ребёнка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и у спе...

Картотека игр и упражнений для развития общей моторики

Подборка игр и упражнений для коррекционной работы с детьми с ОНР...