Тьютор в образовательной организации – Кто же он?
статья

Екатерина Воловёнкова (Крючкова)

В статье описано кто же такой тьютор и чем он занимается в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyutor.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тьютор в образовательной организации – Кто же он?

Тьютор

Воловёнкова Екатерина Викторовна

Маринина Анастасия Сергеевна

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

ТЬЮТОР НЕ АССИСТЕНТ!

Тьютор – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ работник.

Ассистент – вспомогательный персонал

Тьюторская помощь должна быть прописана в пакете специальных условий в рекомендациях ЦПМПК. Если в заключении ЦПМПК прописано общее тьюторское сопровождение, то это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности:

  • проводят занятия;
  • консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания,
  • социальной адаптации ребенка.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

Необходимость сопровождения ребенка тьютором устанавливается:

  • в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • в решении школьного ППК (консилиума).

Но бывает и так, что даже при отсутствии этой рекомендации в заключении ПМПК, школьный консилиум может принять положительное решение, то есть признать необходимость постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором.

Теперь раскроем цели и задачи тьюторского сопровождения детей в образовательной организации.

Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду учреждения, поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода.

Задачи, которые реализует тьютор в своей деятельности:

  • Создание комфортных условий для нахождения в школе или дошкольном учреждении;
  • Социализация – включение ребенка в среду сверстников, формирование положительных межличностных взаимоотношений в коллективе.
  • Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении, адаптация учебного материала с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы;
  • Осуществляет взаимодействие с родителями, включение родителей в процесс обучения.
  • Тьютор, как специалист, координирует работу всех специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка в ДОО.  

В деятельности тьютора могут быть выделены несколько направлений: в рамках первого, он выступает как индивидуальный сопровождающий воспитанника. Задача тьютора проконсультировать воспитателя (учителя) перед групповым занятием (уроком), когда лучше спросить его подопечного, во время занятий адаптировать материал для воспитанника, сделать доступным, направить, постоянно контролировать процесс активности ребенка, дозируя нагрузку, подсказывать. Во втором направлении деятельности, тьютор – помощник учителя (воспитателя), особенно в организационных моментах. Именно он активирует ребенка на занятиях, поддерживает его внимание, обеспечивает дисциплину на занятии, пресекает неадекватные действия ребенка, направляет его внимание.

Тьютор помимо сопровождения ребенка на занятиях и в режимных моментах много внимания уделяет адаптации образовательной среды под возможности подопечного, приспосабливая помещение, пособия и наполнение образовательных программ.

 


Список литературы

  1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АНО «Наш солнечный Мир», 2017. – 116 с.
  2. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику.  Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование», Москва 2013.
  3. Самарец Е.Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие /  Е.Г. Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2017. – 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»

В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТЬЮТОРА И РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разработанная модель позволит тьютору ДОО ориентироваться в системе взаимоотношений "Тьютор-ребенок-педагог-родитель" в условиях детского сада...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...