Университет для родителей "Подготовка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Консультация для родитлей по подготовке дошкольников к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universitet_dlya_roditeley_podgotovka_k_shkole.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Университет для родителей

Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению

Опыт работы в рамках кружка дополнительного образования детей 5-6 лет «Подготовка к школе»

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Так считает система образования в России.

Дошкольный возраст является первой ступенью школьного образования.

Что  же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс универсальных учебных навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Это должна быть единая система универсальных учебных навыков и умений во взаимосвязи. Эти навыки и умения формируются разными специальными способами и приёмами педагогической деятельности, основываясь на физиологические особенности ребенка, его психоэмоциональный статус.

Дошкольный возраст не предполагает тренировку школьного обучения. Дошкольный возраст – игровой возраст. Возраст формирования и развития.

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения,  целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Не ждать, что кто то им расскажет и покажет. Не говорить – я не знаю, потому что мы этого не учили…Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Мы создаём ребенку условия и компенсируем имеющиеся недостатки, несформированности тех или иных действий, нужных для обучения в школе.

Для того, чтобы дети правильно говорили необходимо уметь: правильно дышать, владеть голосом, произносить верно все звуки, понимать что говоришь сам, и что говорят другие. Уметь слушать, слышать. Уметь выполнять элементарные мыслительные операции и многое другое. Все эти умения взаимосвязаны между собой и работа проводится в тесной взаимосвязи.

Современные методы, системы, технологии развивающего обучения применяются современной системой образования.

Наши дети – это новое поколение, которое кардинально отличается от нас с вами в этом возрасте. Поэтому и образовательная система современная, основанная на последних достижениях научного потенциала. Педагоги постоянно обучаются сами, развиваются и применяют новые методы и технологии работы с детьми. Детям интересно, познавательно и такой подход очень эффективен.

Использование в работе с детьми методов кинезиотерапии, проприоцептивных методов является самым эффективным способом формирования у детей УУД, так как базируется на развитии межполушарного взаимодействия, способствует правильной сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это основополагающий фактор познания мира и развития   является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики. Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса. Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.

Танграм – в переводе с китайского=семь дощечек мастерства

Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.
Легенда гласит, что впервые использовать танграм начал некий император Китая, которого очень тревожило, что его будущий наследник не проявлял должного интереса к процессу обучения. Тогда монарх призвал на помощь трех мудрецов – математика, художника и философа, которые совместными усилиями и придумали магический квадрат. Благодаря ему можно выполнить огромное количество задач. И капризный принц наконец начал обучаться.
Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие.

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга? Левое. Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает: индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез); обработку вербальной информации; речевые и языковые способности; способность чтения и письма; запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов); понимание буквального смысла получаемой информации; планирование будущего; математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами; контроль правой стороны нашего тела. Правое. Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения. Также правое полушарие обеспечивает: развитие образного мышления; ориентацию в пространстве; способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи; одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом; дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ); обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах; запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого; способность понимать чужую образную речь, чувство юмора; восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса; ориентацию в настоящем; развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных); различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии; спонтанные эмоции; контроль левой половины тела. Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

КНОПКИ МОЗГА Следующие три упражнения заслуживают отдельного внимания. Выполняемые вместе, они словно включают наш организм. При этом улучшается кровообращение мозга, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается сенсорное восприятие, значительно повышается концентрация внимания. Эти три простых упражнения помогают снять умственное и нервное напряжение, сосредоточиться на запоминании чего-то нового. Это «трио» весьма полезно для детей с гиперактивностью. Выполнить эти задания малышу будет не так-то просто, особенно если у него раньше не было опыта подобных упражнений. Поэтому от взрослых потребуется максимум внимания и терпения. Выполнять все задания нужно каждой рукой примерно по 25–30 секунд. Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой – симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории (слева наверх, затем справа вниз). Далее руки нужно поменять и повторить все сначала. Указательным и средним пальцем (вместе) левой руки надавливают под нижней губой. Пальцы другой руки массируют копчик. Точно так же руки нужно поменять. Ладошку одной руки кладем на пупок, а пальцы другой должны массировать копчик. Через 20–30 секунд меняем руки.
ДОМА, С РОДИТЕЛЯМИ Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого. Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы». Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается. Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет. Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.
Источник: https://razvivashka.online/metodiki/kineziologicheskie-uprazhneniya

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский Университет - клуб

План работы с родителями "Родительский Университет" - клуб...

Родительские университеты

Творим вместеРисуем по очереди. Если малыш не хочет рисовать, попробуйте его увлечь собственным примером. Возьмите альбом и начинайте рисовать что-нибудь близкое крохе. Может, это гараж с машина...

УНИВЕРСИТЕТ ЗОРОВЬЯ

Здоровье детей — главная забота и головная боль родителей Недаром говорят: «Было бы здоровье, а остальное приложится»...

Родительский университет.Советы. Чтобы ребенок не потерялся.

О чем стоит подумать заранее и чему научить ребенка:1. Имя, возраст, адрес - это то, что ваши дети должны знать. У ребенка во внутреннем кармане одежды всегда должна быть ваша визитка (визитку мо...

«Университет для родителей» «Ребенок идет в школу». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.Задачи: • подготовить родителей и детей к новой с...

Родительский университет. Сказкотерапия как средство подготовки к школе.

Родительский университет. Сказкотерапия как средство подготовки к школе....

Родительский университет. Скоро в школу.

Родительский университет. Скоро в школу....