Программа работы с родителями (законными представителями) МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа
Программа работы с родителями (законными представителями) МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.docx | 62.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
«Детский сад «Звёздочка»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
от 31.08.2023г. Протокол № 1 «Детский сад " Звёздочка»
__________ М.В.Скороходова
31.08.2023г. Приказ № 40
Программа работы с родителями
(законными представителями)
МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»
Срок реализации программы 2023-2024 учебный год
г. Рославль, 2023 г.
Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результатыреализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
3. | Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы |
4. | Методическое обеспечение программы |
4.1. | Законодательно-нормативное обеспечение программы |
4.2. | Список используемой литературы |
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
Целевой раздел
Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольногоучреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единыхподходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в
воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участиюв процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и дошкольного образования на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольного образования и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе и обогащению развивающей предметно- пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
- Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступаеткак организатор, проявляет инициативность; нацеливаетродителей на роль полноправных союзников с педагогами в решениипоставленных задач образования и воспитания детей).
- Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных попринципу единства, уважения и требований к ребенку).
- Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и дошкольного образования (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
- Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
- Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
- Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и дошкольного образования (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно- историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями дошкольного образования и др.)
- Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобыизучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности дошкольного образования).
Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия дошкольного образования с семьей, установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе дошкольного образования;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно - образовательного процесса.
Содержательный раздел
Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – группа дошкольного образования.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы дошкольного образования. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация.
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно- аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический срез, опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Педагогическая гостиная Проектная деятельность «Вечер вопросов и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно- информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий |
Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов | |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
- Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный , 2 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и
корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
- Перспективное планирование работы с родителями
Перспективный план работы с родителями
(2023-2024 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели | ||
Сентябрь |
«Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год»
«Какой вы родитель?»
| Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения детей 2-5 лет. Педагогическое просвещение родителей. Привлечь родителей к воспитательно- образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско- родительских отношений. Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома. Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. | ||
Октябрь |
| Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Способствоватьреализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Распространять педагогических знаний среди родителей. Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей. | ||
Ноябрь |
«Семейное чтение», «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
| Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери. Способствовать проведению полезного семейного досуга. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. | ||
Декабрь |
| Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей. Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. | ||
Январь |
| Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. | ||
Февраль | Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста. Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам» Видеоролик «Ах, как весело зимой» Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада» Анкетирование «Какова роль отца в семье?» Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!» | Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Практическая помощь родителям. Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно образовательному процессу. Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей. Выявить роль отца в семейном воспитании. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада | ||
Март |
|
| ||
Апрель | Консультация для родителей «Как организовать предметно-развивающую среду в семье». Папка-передвижка«Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком) Конкурс совместного детско-родительского творчествана тему «Космос» Природоохранная акция «Делаем дом для птиц своими руками». Проектная деятельность «Пословицы как средство познавательно-речевого развития детей» Открытый показ образовательной деятельности | Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду. Формировать педагогическую компетентность родителей. Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников. Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. | ||
Май | Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» с просмотром презентации Папка-передвижка «День Победы: что и как рассказать ребёнку Совместная прогулка по местам воинской славы г. Смоленска Беседы с родителями «Дисциплина на улице – залог безопасности» «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, высадка цветов на клумбы Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма. Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру. Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
- Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Изучение результатов взаимодействия дошкольного образования и семьи, выявление проблем, поиск путей их решения так же совместно силами дошкольного образования и родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях группы дошкольного образования, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1
Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
- слушаете передачи по телевидению;
- на основе устных рекомендаций педагогов;
- читаете информационные стенды детского сада;
- черпаете опыт у ближайших знакомых;
- используете жизненный опыт своей семьи;
- читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
- используете интернет - ресурсы.
Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
- Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
- Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
- Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
- Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
- Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
- Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
- Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
- Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
- Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
- Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
- Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
- Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?
Методическое обеспечение программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
- Устав МБОУ «Детский сад «Звёздочка
Список используемой литературы:
- Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.:ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями.Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
- Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год
Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...
Рабочая программа к Образовательной программе дошкольного образования МАДОУ детский сад «Оленёнок» на 2023-2024 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад «Оленёнок» в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Про...
Достижения воспитанников и педагогов МАДОУ "Детский сад № 2 "Мозаика" 2023-2024 учебный год
Достижения воспитанников и педагогов МАДОУ "Детский сад № 2 "Мозаика" 2023-2024 учебный год...
Итоговый педсовет в ДОУ "Реализация основных задач работы МБДОУ детский сад "Радуга" за 2023 - 2024 учебный год по реализации ФОП ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Тема: «Реализация основных задач работ МБДОУ детский сад ...
ОТЧЕТ о работе психолого-педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад «Звездочка» за 2023-2024 учебный год
ОТЧЕТ о работе психолого-педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад «Звездочка» за 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа к Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» на 2023-2024 учебный год подготовительная группа: «Ромашка» возраст обучающихся: от 6 до 7 лет срок реализации: 1 год
Пояснительная записка:Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования на базе МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» в с...