Консультация для родителей "Развитие произвольной регуляции деятельности у детей дошкольного возраста"
консультация
Одна из самых важных задач дошкольного возраста – развитие произвольного поведения. То есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но нужно. Произвольная регуляция поведения один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Для решения этой задачи важна четкая организация жизни ребенка, соблюдение режима дня и правил семьи. Режим дня приучит ребёнка к определённому распорядку (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности и более успешной учебы в дальнейшем. Чтобы дети не утомлялись, с удовольствием играли и занимались, необходимо отрегулировать продолжительность ночного и дневного сна (в сумме дневной и ночной сон составляют примерно 12 часов). Время бодрствования должно чередовать активную и пассивную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста»
Материал подготовил:
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Одна из самых важных задач дошкольного возраста – развитие произвольного поведения. То есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но нужно. Произвольная регуляция поведения один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Для решения этой задачи важна четкая организация жизни ребенка, соблюдение режима дня и правил семьи. Режим дня приучит ребёнка к определённому распорядку (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности и более успешной учебы в дальнейшем. Чтобы дети не утомлялись, с удовольствием играли и занимались, необходимо отрегулировать продолжительность ночного и дневного сна (в сумме дневной и ночной сон составляют примерно 12 часов). Время бодрствования должно чередовать активную и пассивную деятельность.
Начало развития произвольного поведения – это обучение бытовой самостоятельности – умению одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам. Умение смотреть за собой и устранять последствия своих действий – тесно связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков. К четырем годам можно переходить на следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашним обязанностям. Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать растения, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы помочь маме накрыть стол к обеду; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, а в кругу семьи. Дети — прирожденные помощники, для них очень важно чувствовать себя включенными в нашу повседневную жизнь. Благодаря этому у детей появляется личная ответственность и возможность чувствовать, что они участвуют в жизни семьи. Дайте ребенку тряпку, чтобы он вытер то, что разлил или помог протереть пыль, разрешите использовать пылесос и предложите убираться вместе с вами, вместе сложите белье в стиральную машину и разрешите нажать кнопку. Это он должен делать регулярно. Такие обязанности хорошо формируют волю и характер. На основе самостоятельности в дальнейшем формируется ответственность.
Для ребенка очень важны контакты со сверстниками. Отсутствие таких контактов ведет к отсутствию произвольного поведения. Ведь когда ребенок взаимодействует с другими детьми, он вынужден соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием. Игры со сверстниками помогают развить умение слушать, проявлять внимание, регулировать свои эмоции и учат работать в команде. Для детского развития очень важно играть с друзьями, братьями, сестрами или даже в одиночку без указаний взрослых. Через игру дети усваивают множество навыков, необходимых для социализации и адаптации.
А когда детям становится скучно, у них появляется возможность самим придумать себе занятия. Скука учит детей преодолевать дискомфорт и помогает им установить контакт с самими собой. Достаточное количество свободного времени позволяет детям разобраться со своими проблемами самостоятельно, найти то, что приносит им радость и помогает развить фантазию, независимость и самодостаточность.
Развитие произвольной регуляции поведения способствует и развитию произвольной регуляции других психических процессов, в том числе памяти и внимания. К концу дошкольного периода у ребенка формируется способность ставить перед собой цель; принимать решения; намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия; а также уметь длительно выполнять монотонную или не интересную работу. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться в школе и будет способствовать успешному развитию школьных навыков.
Шпаргалка родителям
Игры способствующие развитию произвольной регуляции:
Любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.);
Игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное;
Муха, морской бой; «Куб» Линка
Выполнение действий по речевой инструкции;
Игры на внимание и память;
Различные виды шифровок;
Перепутанные истории;
Составление текста из разрезанных предложений;
Умный робот;
Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд);
Рисование по речевой инструкции;
Графические диктанты и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста"
Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста" будет полезна педагогам и родителям....
Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста
В данной статье дается понятие познавательно-исследовательской деятельности. Какое значение исследовательская деятельность имеет для развития ребенка....
Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ
Программа педагога- психолога по развитию и коррекции пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего до...
Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 5-7 года с ОВЗ
Программа направленна на развитие и коррекцию пространственно- временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности детей старшего дошкольного возрас...
Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»
Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...
Развитие произвольной регуляции деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Игры и упражнения для развития произвольной регуляции деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Мастер-класс для родителей «Арт-терапия в регуляции эмоционального состояния детей дошкольного возраста»
Цель: расширить знания родителей о приемах, направленных на улучшение эмоционального здоровья детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.Задачи:-создать позитивный настрой на взаимодей...