Правильное речевое дыхание
консультация
Правильное речевое дыхание- основа правильной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_rechevoe_dyhanie.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи.
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Логопеды, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом.
Следовательно, на логопедических занятиях систематически ведется работа по развитию речевого дыхания, которая строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
-Занятия проводить до еды.
- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
- Воздух необходимо набирать через нос. Плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- В процессе речевого дыхания нацелить воспитанников не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
- Достаточно трёх – пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
- Дозировать количество и темп проведения упражнений.- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1)формирование навыков правильного речевого дыхания;
2)укрепление мышц лица и грудной клетки;
3)улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
4)развитие фонационного (озвученного) выдоха;
5)выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
6)тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
7)профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
8)повышение умственной работоспособности детей;
9)нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
10)закрепление лексических тем и грамматических категорий;
11)стимуляция интереса к занятиям.
Упражнение «Качели».
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Упражнение «Надуй шарик».
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Упражнение «Листопад».
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.
Упражнение «Насос».
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение «Ножницы».
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. – то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Упражнение «Снегопад».
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.
Упражнение «Футбол».
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Упражнение «Пружинка».
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие правильного речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении....
Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием
Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....
Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.
Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...