Правильное речевое дыхание
консультация

Зарубина Лилия Александровна

Правильное речевое дыхание- основа правильной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_rechevoe_dyhanie.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Логопеды, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом.

Следовательно, на логопедических занятиях систематически ведется  работа по развитию речевого дыхания, которая строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового  аппарата.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

-Занятия проводить до еды.

- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

- Воздух необходимо набирать через нос. Плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

- В процессе речевого дыхания нацелить воспитанников не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

- Достаточно трёх – пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

- Дозировать количество и темп проведения упражнений.- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

1)формирование навыков правильного речевого дыхания;

2)укрепление мышц лица и грудной клетки;

3)улучшение функции внешнего (носового) дыхания;

4)развитие фонационного (озвученного) выдоха;

5)выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

6)тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;

7)профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

8)повышение умственной работоспособности детей;

9)нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

10)закрепление лексических тем и грамматических категорий;

11)стимуляция интереса к занятиям.

Упражнение «Качели».

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Упражнение «Надуй шарик».

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение «Листопад».

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

Упражнение «Насос».

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение «Ножницы».

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. – то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Упражнение «Снегопад».

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.

Упражнение «Футбол».

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Упражнение «Пружинка».

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильного речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении....

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...