Главные вкладки
Развитие правильного речевого дыхания.
статья на тему
Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития правильного речевого дыхания
Упражнения для развития правильного речевого дыхания должны преследовать следующие цели:
- развитие правильного диафрагмального дыхания;
-развитие дифференцированного ротового и носового дыхания;
-развитие плавной, сильной, направленной воздушной струи;
- выработка умения правильно дышать в процессе речи.
Так как почти у всех детей в возрасте 6-7лет имеет место ключичное (грудное) дыхание, начинать нужно с формирования правильного, диафрагмального (реберного) дыхания. В основном оно вызывается у детей по подражанию. Для этого логопед прикладывает ладонь ребенка к своему боку, демонстрируя ему движения диафрагмы. Одновременно своей ладонью логопед проверяет правильность диафрагмального дыхания ребенка. С появлением правильного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Ребенку надо объяснить, что существует различные сочетания и виды вдоха и выдоха: при закрытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные упражнения. Последовательность их выполнения показана в таблице:
Вдох | Выдох |
1 Нос | 1 Нос |
2 Рот | 2 Рот |
3 Нос | 3 Рот |
4 Рот | 4 нос |
Цель этих упражнений – в процессе различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращает внимание на то, как нужно осуществлять выдох при переходе от вдоха к выдоху: через нос или рот. При дальнейшем обучении следует применить счет: например вдох через нос на счет 1-3, медленный выдох через рот на счет 1-5. В процессе работы длину выдоха нужно увеличивать до счета 1-8, 1-10.
При работе над развитием дыхания проводят различные игры так для развития физиологического дыхания, так и для развития речевого дыхания.
1 «Понюхаем цветы» - глубокий вдох носом, медленный выдох ртом.
2 «Чей пароход дольше гудит»- выдох через рот, на медленном выдохе произносить: ы –ы – ы; (у-у-у).
3 «Футбол» - Задувать ватку (мяч) в ворота (из кубиков) длительным плавным выдохом.
4 «У кого выше летит бабочка» - сдуть сильным выдохом бабочку на нитке.
5 Сдувание снежинок, игра на дудочке, надувание резиновых игрушек, пускание мыльных пузырей.
Перечисленные игры развивают дифференцированное ротовое и носовое дыхание, более длинный направленный выдох.
Для развития длительного плавного речевого выдоха детям предлагается произносить протяжно, петь сначала сочетание гласных звуков: АУ, АУО, АУОЫ, АУОЫЭ, АУОЫЭИ, постепенно увеличивая их количество. Потом следует поговаривать сочетания слов начиная с односложных (пол, стол, мак, лес, ел, пел, мел, сел), затем переходить к двусложным и трехсложным ( мама, папа, Коля, Петя, Витя, бабушка, дедушка, одежда, картина, стаканы). После этого приступить к проговариванию предложений. Нужно учить детей говорить не торопясь, вдыхать – перед каждой фразой. Развитию речевого дыхания также помогает пение с соответствующими тексту движениями рук. Следует заметить, что во избежание головокружения у ребенка продолжительность дыхательных упражнений ограничивается во времени (не более 5 минут).
Литература:
1 Репина В. М. «Коррекция нарушений речи у детей» Краснодар 1998
2 Ванюхина «Речецветик» Екатеринбург 1993
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-193298-1359661164.jpg)
Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Развитие правильного речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...
Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-549129-1419531216.jpg)
Развитие правильного речевого дыхания и голоса
Консультация для родителей по формированию речевого диафрагмального дыхания. Раскрывает этапы постановки диафрагмального дыхания и игровые упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-562638-1422175072.jpg)
Семинар-практикум «Развивающие игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611355-1426954654.jpg)
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...