Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50 « Незабудка»
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы №3 «Крошка Енот»
Разработала: Гуламова А.Ю.
г. Смоленск 2023г.
Актуальность
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,
- гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из
важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия
жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Цель и задачи.
Цель программы: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско- родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
- Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
- Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
- Формировать позитивные формы общения
- Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
- Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных положениях, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:
- единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интереса взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду.
Система работы с семьёй обязательно включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- Ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально – эмоциональное развитие ребёнка;
- Обучение конкретным приёмам и методам развития ребёнка в разных видах детской деятельности.
Формы организации работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания,
- консультации,
- устные журналы,
- семинары – практикумы,
- деловые игры и тренинги,
- дни открытых дверей,
- вернисажи,
- совместные досуги и праздники и т.д.
Основные методы изучения семьи:
- анкетирование;
- наблюдение за ребёнком;
- посещение семьи ребёнка;
- беседы с ребёнком;
- беседы с родителями.
«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель: помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научиться друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей.
Мастер – класс.
Считаем, что данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей, и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим
навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.
Примерная тематика:
- открытки в технике «Квиллинг»
- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности).
- Спортивный инвентарь изготовляем сами.
- Мы – кулинары (приготовление и оформление простых блюд и напитков).
- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях.)
- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.
Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Примерное содержание:
- экскурсии по городу;
- посещение спектаклей, праздников;
- посещение выставок;
- участие в детских городских конкурсах и фестивалях;
Основная цель всех мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
Система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия даст определенные результаты: родители станут активными участниками педагогического процесса; будет создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги будут единомышленниками в воспитании детей.
Перспективный план работы с родителями
в старшей группе
Месяц | Название мероприятия | Цель проведения Мероприятия | Ответственны е |
Сентябрь |
«Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.
«Вот и лето прошло».
Тема: «Какой вы родитель?». | Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет. Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей. Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Просвещение родителей о | Воспитатели, логопед Воспитатели, родители Воспитатели Родители |
3. Консультация «Всё о развитии детской речи». | техники квиллинг и его значении. | Логопед | |
Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно. | |||
«Волшебный мир квиллинга»
«Одежда детей в разные сезоны». | Дать практические рекомендации по выполнения артикуляционной гимнастики родителями с детьми дома. | Воспитатели Воспитатели | |
6. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»». | Воспитатели Дети Родители | ||
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. | Воспитатели |
2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». | Анализ информации о воспитанниках и их семьях. | Воспитатели | |
3. Семинар - практикум «Витаминный календарь». | Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов. | Воспитатели Родители Дети |
«Произведения К.И. Чуковского». Рисунки родителей и детей.
| Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей. | Воспитатели Родители Дети Родители, дети | |
Ноябрь | 1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». | Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей. | Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели Воспитатели |
2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье». | Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. | ||
3.Папка- передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». | Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности. | ||
4.Папка передвижка «День матери». | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери. | ||
5. Семинар – практикум |
педагогических знаний среди родителей. |
«Семья глазами ребенка». |
| Воспитатели Родители | |
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». | Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. | Воспитатель, мед.сестра |
2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». | Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей. | Родители Воспитатели | |
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». | Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка. | Воспитатели Родители | |
4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками». | Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году. | Воспитатели Родители Дети | |
5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин». | Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности. | Воспитатели Родители Дети | |
Январь | 1. Консультация «Гиперактивные дети». | Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей. Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей. | Воспитатели |
2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». | Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей | Воспитатели Родители | |
3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!» | Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. | Воспитатели Родители Дети | |
4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье». | Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. | Воспитатели Родители Дети | |
5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?» | Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. | Воспитатели Родители | |
Февраль | 1. Выставка | Повысить роль папы в | Воспитатели |
детских рисунков, | воспитании детей. | ||
тема: «Портрет | |||
моего папы». | |||
2. Спортивный | Воспитывать чувство | Воспитатели, |
досуг «Вместе с папой, я герой». | патриотизма. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. | физ инструктор, Родители Дети | |
3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» | Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. | Воспитатели, физ инструктор, | |
4. Конкурс построек из снега «Город мечты». | Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Развитие творческих способностей. | Воспитатели Родители Дети | |
5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». | Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. | Воспитатели | |
Март | 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». | Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Родители |
2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. | ||
3. Родительская гостиная «Семейные | Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное |
традиции». | формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей. Родители расскажут о семейных традициях. | ||
4.Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге». | Развивать интерес у семьи к книге. | Воспитатели | |
5. Консультация «Всё о компьютерных играх». | Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Воспитатели | |
Апрель | 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей. | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель |
2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись! » (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой. Оформление огорода на окне. | Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой. | Воспитатели, дети. | |
3. Физкультурный досуг «Полет в космос». | Сплочение родителей детей. Совершенствование уровня включенности | Родители, дети, воспитатель, физ. инструктор. |
4.Консультация «Веселая скакалочка». | родителей в работу детского сада. Пропаганда активных форм отдыха. Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой. | Воспитатели | |
Май | 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого ООД по математики для родителей. | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. | Воспитатели Родители |
2.Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха». | Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период. | Воспитатели | |
3.Папка передвижка «День Победы». | Развитие чувство патриотизма в семье. | Воспитатели | |
4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей». | Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. | Воспитатели Дети |
Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе
Месяц | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Ответствен ные |
Сентябр ь |
«Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни и основные задачи воспитания»
«День знаний»
занятий, возрастные особенности, меню), «Уголок логопеда»
| Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 6-7 лет. Психолога – Педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Расширить представления детей о школе Повышение педагогической культуры родителей | Воспитатели . педагог психолог Воспитатели Родители дети Воспитатели Родители Воспитатели Родители |
Октябрь |
«Улицы, по которым я хожу»
«Светофорик», «Мой маршрут до детского сада»
| Распространение Педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая помощь. Совместное использование ИКТ Совершенствование педагогических знаний родителей. | воспитатели |
Ноябрь |
выходной день с ребёнком?».
«Формирование правильной осанки»
«Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» | Помощь родителям в Организации выходного дня с ребенком Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома. | воспитател и |
6. Выставка детских работ совместно с родителями «Дары осени» | |||
Декабрь | 1. Родительское собрание: «Роль игры в развитии ребёнка» | Повышение педагогической культуры родителей. Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада | Воспитатели |
2.Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». | Воспитатели медсестра | ||
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». | |||
4. Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году | |||
5.Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями «Мастерская Деда Мороза» | |||
6. Проведение праздника: «Новый год у порог» | |||
Январь | 1.Консультация: «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» | Активизация родителей в работу | воспитатели |
2. Фото выставка: «Наша дружная семья» | |||
3. Выставки семейных |
коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»
речи (встреча с логопедом)
на участке детского сада) | группы по проведению тематической выставки Повышение педагогической культуры родителей | ||
Февраль | 1.Развлечение: «Самый лучший папа на свете» | Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. | Родители воспитатели |
2. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». | Активизация родителей в работу группы по проведению | ||
тематической выставки совместных поделок родителей и детей. | |||
3. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и | Распространение педагогических знаний среди |
детей». 5. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». | родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. | ||
Март |
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»
«Моя мама лучше всех», «Любимая бабушка»
«Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». | Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей | Родители воспитатели |
Апрель |
| Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей. Расширять Представления детей Активизация педагогических знаний родителей. | воспитатель Муз. Руководит. |
Май |
«Изобразительная деятельность дошкольников».
| Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей. Развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Способствовать Формированию коллектива группы. | Педагог психолог Воспитатели |
Используемая Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
- ЕвдокимоваЕ.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников
Партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников 1 младшей группы...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Почемучки"
Детский сад – это большой дом,Где жизнь и творчество кругом.Главная цель – это наши дети,Их здоровье, развитие – вот что важно на свете. Каждая семья – целый мир, мир свое...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Программа партнёрского взаимодействия с родителями (старший дошкольный возраст)...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы № 8 «Капельки»
АктуальностьСовременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может бытьуспешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволитим лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким о...
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной к школе группе
Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанниковв подготовительной к школе группе...