Конспект занятия по "Зелёным тропинкам" для старших дошкольников. Тема: «Этот удивительный ветер»
план-конспект занятия (старшая группа)

Федосова Вероника Владимировна

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия с элементами исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей и для родителей, заинтересованных в формировании начальных исследовательских умений и навыков дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по "Зелёным тропинкам" для старших дошкольников.

Тема: «Этот удивительный ветер»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия с элементами исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей и для родителей, заинтересованных в формировании начальных исследовательских умений и навыков дошкольников.

Тема: «Этот удивительный ветер» (занятие с элементами исследовательской деятельности)

Цель: расширение и уточнение представления детей о ветре.

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся об особенностях и значении ветра для человека и окружающего мира;

закрепить знания о профессии метеоролога и устройствах, которые помогают определить направление и силу ветра;

  • Формировать представления детей о стихийных явлениях: буря, смерч, ураган и о том, как себя вести вовремя непогоды.
  • Упражнять в умении договариваться, убедительно доказывать свою точку зрения, планировать свои действия, предвидя возможные последствия;
  • Воспитывать любознательность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: Два "портрета" ветра, набор карточек для дидактической игры "Ветер добрый, ветер злой", листы прямоугольной бумаги.

Методы и приемы: проведение опытов, творческие задания, художественное слово, лексико-грамматические упражнения, подвижные игры и упражнения, закрепление терминов (метеоролог, торнадо, смерч, буря).

Ход занятия

  1. Оргмомент
  2. Определение темы и цели мероприятия

Ребята, вам, наверное, интересно, о чем мы будем с вами сегодня говорить (ответы). Тогда отгадайте загадку:

Легкий, быстрый, шумный он Хулиганит за окном,

Может пошалить слегка, Разгоняя облака.

Иногда резвится так, Что ломает все подряд.

Любит с листьями играть И нельзя его поймать.

Он везде: и там, и тут… Знаешь, как его зовут? Дети: Это ветер.

3 Основная часть

Педагог: Почему ветер называют невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.

Педагог: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, тёплый.

Педагог: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть. На улицу можно взять султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит ветер дует.

Педагог: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть, свистеть, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде. Пусть все ветра на свете дружат и всегда будут только хорошими.

Мы уже с вами проводили опыты с ветром, а сейчас проведем еще один. Как вы думаете, как можно впустить в комнату ветер? (ответы)

А для чего мы это делаем? (что бы проветрить помещение…)

Давайте, впустим ветерок через окошко (быстро открыть и закрыть окно). Что вы увидели (задвигалась штора).

А услышали что-нибудь? (нет) Почему? (ветерок был легким, он не шумел)

Я хочу вам напомнить. Что проветривать комнату зимой можно только тогда, когда в ней нет людей.

А почему? Кто знает? (зимой воздух холодный и можно заболеть).

Педагог: А сейчас я хочу предложить вам самим создать ветер.

Опыт № 1

Посмотрите на иллюстрацию, как можно сложить гармошкой.

Возьмите лист бумаги и сложите его гармошкой, чтобы получился веер.

  • Теперь возьмите листочки бумаги сложенной в форме веера и помашите перед лицом.

Педагог: - Что вы почувствовали? ( ветер).

  • Откуда он взялся?

Вывод: - мы заставили воздух двигаться.

Педагог:

Пыль с дороги захватил, А потом, набравшись сил, Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (смерч, ураган).

Педагог: Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, они несут разрушения,

так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников. За состоянием погоды и

направлением ветра следит метеоролог. (закрепить это слово)

Педагог: - Как вы думаете, зачем это нужно людям?

  • Расскажите, как человек использует ветер в мирных целях?

(рассуждения детей о роли ветра в жизни человека, растений и животных)

Педагог: Много разных дел умеет делать ветер- и хороших, и плохих. Физминутка «Мы листики осенние»

Вообще-то увидеть сам ветер невозможно.

Но я нарисовала два портрета ветра: ветра "злого" и ветра "доброго". И вот что у меня получилось (показываю детям два "портрета" ветра).

Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком - ветер, от которого одни несчастья?

Педагог: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идёт речь - о добром или о злом.

Игра" Ветер добрый, ветер злой"

Педагог показывает иллюстрации, а дети говорят: ЗЛОЙ или ДОБРЫЙ.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Такие ветра как, буря, ураган, смерч, шквал, торнадо очень опасны, они делают много бед. И я хочу вам еще раз напомнить, если сильный ветер застал вас на улице, то нужно

держаться подальше от столбов, щитов, деревьев и поскорее идти домой. Педагог: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.

  • На чем можно путешествовать по морю? Дети: На корабле.

Педагог: Давайте сделаем с вами кораблик. Посмотрите на схему и сложите

ПОКАЗ СХЕМЫ КОРАБЛИКА

Опыт № 2

«Кораблик и ветер»

В большом тазу вода и маленькие кораблики. (Регулируя силу дыхания перегнать флотилию от одного берега к другому).

(Все подходят к столу, на котором стоит таз с водой)

Опустите парусные кораблики в таз с водой. (Дети дуют на паруса, кораблики плывут.)

Педагог: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение.

Опыт № 3

Дети вместе с педагогом прикрепляют над батареями тонкие полоски бумаги, отмечая, что воздух над батареями тёплый. Педагог напоминает им, что тёплый воздух стремиться вверх, а холодный вниз. Затем открывает форточку, чтобы впустить холодный воздух с улицы. Бумажные полоски начинают шевелиться.

Вывод: «Это происходи потому, что холодный воздух из форточки спускается вниз, а тёплый поднимается вверх, и когда они встречаются, появляется ветер. Он то и заставляет шевелиться полоски бумаги».

4 Итог мероприятия

  • Что вы можете сказать о ветре?
  • Какую пользу он приносит?
  • Какой вред от ветра?
  • Пригодятся ли вам сегодняшние знания и умения в жизни?

5 Рефлексия

Оцените наше занятие при помощи смайликов и покажите:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе Тема: « Этот удивительный космос» . Фотоотчет по по проекту

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошк...

Конспект занятия с подгруппой детей по теме: «Этот удивительный песок».

Материал содержит увлекательное занятие, которое поможет детям стать исследователями, волшебниками и создать свой "кинетический" песок....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"

Задачи:коррекционно-образовательные:учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим  и визуальным признакам;расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умени...

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Этот удивительный песок»

Конспект ОД по области «Познавательное развитие» в старшей группе.Тема: «Этот удивительный песок» Цель: углубление представлений детей о песке, о его происхождении, состав...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Почему дует ветер?"

Данный материал помогает детям сформировать представление о том, откуда берется ветер. Знакомит детей с причиной  возникновения ветра и правилами движения воздушных масс....