Рабочая программа по самообразованию "Работа по взаимодействию с родителями с целью создания образовательного процесса"(подготовительная к школе группа 2023-2024г)
рабочая программа (подготовительная группа)
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_rodit_2023-2024.docx | 57.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Благовещенский центр развития ребенка - детский сад «Журавушка»
Благовещенского района Алтайского края
Рабочая программа по самообразованию
Тема:
Работа по взаимодействию с родителями в детском саду
с целью создания образовательного процесса
«Воспитываем вместе»
Срок реализации программы: 2023-2024 уч. год.
(подготовительная группа)
Воспитатель: Умрихина С. И.
Благовещенка
2023
Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результаты реализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
2.5. | Изучение психолого педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников |
3. | Список используемой литературы |
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного
образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на работу с родителями детей подготовительного к школе возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический срез, опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов |
Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
2.3. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный , 2 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Таблица 2
2.4. Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе
(2023-2024 учебный год)
2.5. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1
Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.
Анкета для родителей №2
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?
Анкета для родителей №3
Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
3. Список используемой литературы:
1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный процесс подготовительной к школе группы
В разделе размещен материал тематического планирования в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....
Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май ...
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год
Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...
Рабочая программа по самообразованию "Работа по взаимодействию с родителями с целью создания образовательного процесса " (2020-2021г)
Цель моей работы – повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитаннико...
План работы с родителями подготовительной к школе группы 2023-2024г
План работы с родителями подготовительной к школе группы 2023-2024г...
Рабочая программа по самообразованию "Работа по взаимодействию с родителями с целью создания образовательного процесса"( старшая группа 2022-2023г)
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя инте...