«Домашняя игротека» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
консультация (подготовительная группа)

Игры на развитие мышления детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева С.Б., педагог-психолог

«Домашняя игротека» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

 (игры на развитие мышления)

Игры и упражнения на номинацию (называние) — соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием

  • «Я знаю пять...»

Всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных; предметов красного цвета; цветов и т. д.

  • «Закончи словосочетания»

 Ребенку предлагается подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая ...; настольная ...; репчатый ...; спелое сладкое ...; душистое туалетное ...; куриное ...; зеленый ...; желторотый ...; колючий ... и т. п.

  • «Сравнение понятий»

 Ребенку предлагается подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька ... . Молоко жидкое, а сметана ... .

Трава низкая, а дерево ... . Зима холодная, а лето ... . Сажа черная,

а мел ... . Сахар сладкий, а перец ... .

  • «Новые словечки»

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т. д.) по следующей схеме.

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков

на вкус?

Где встречается?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные,

фрукты и т. д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями, ребенок при этом следит за правильностью ответов.

  • «Угадайка»

 Взрослый описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово, затем они меняются ролями.

  • «Лото»

 Обычная игра в лото, но взрослый молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если ребенок правильно называет изображенный на ней предмет.

Еще один вариант игры в «Лото»: игроки по очереди берут картинки лото, описывают предмет, нарисованный на картинке, не называя

его. Партнер по игре угадывает по описанию, что это за предмет.

  • «Назови пять предметов»

 Ребенку предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т. д.); квадратных (круглых, овальных); сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т. д.

  • «Загадки-описания»

Ребенку предлагается отгадать загадку и объяснить, как он догадался, о чем в ней идет речь.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

То рыжая, то серая, а по названию белая. (Белка.)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)

Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

(Осел.)

  • «Нарисуй названный предмет»

Ребенку предлагается сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Взрослый обсуждает с ребенком, чем отличаются эти предметы. Далее ему предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются (например, дом, корабль, груша),

затем те, которые внешне похожи (например, часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка), и обсуждается вопрос, в чем же их различия.

  • «Угадай животное»

У ребенка спрашивают: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как ...; трусливый, как ...; колючий, как ...; верный, как ...; зоркий, как ...; мудрый, как ...; сильный,

как ...; голодный, как ...?»

Аналогичные упражнения могут быть проведены на материале любых других явлений природы и т. п.

  • «Закончи предложение»

Ребенку предлагается назвать нужные слова в конце предложения.

Животное, которое мяукает, называется ... .

Птица, которая каркает, называется ... .

Дерево, на котором растут яблоки, называется ... .

Дерево, которое украшают к Новому году, называется ... .

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему объектов (предметов, явлений).

Для формирования умений сравнивать и обобщать, классифицировать используются следующие игры и упражнения

  • «Найди различия»

Инструкция ребенку: «Назови отличия и объясни их». Чем отличаются: ворона и самолет? Дерево и бревно? Кукла и человек?

По мере развития мыслительных операций ребенок сначала дает

развернутые ответы на вопросы (рассуждает, объясняет), затем учится отвечать коротко и точно.

  • «Найди сходство и различия»

 Ребенку для анализа предлагаются пары слов: стул — диван, соловей — воробей, лето — зима, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль и т. д.

Инструкция ребенку: «Скажи, чем похожи и чем отличаются».

  • «От частного к общему»

Ребенка просят подобрать общее понятие к частным. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: огурец, осень, пчела, павлин, озеро; овощ, время года, насекомое, водоем, птица.

  • «От общего к частному»

Задание, обратное предыдущему. Ребенку предлагается назвать то, что относится к посуде, транспорту и др.

  • «Подбери общее понятие»

Ребенку предлагается назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; март, сентябрь —... и т. д.

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

  • «Классификация по зрительному образцу»

Для данного упражнения можно использовать детское лото. Перед ребенком раскладываются картинки, из которых предлагается выбрать все, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем просят ребенка назвать каждую картинку; обсуждают с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему

признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.

  • «Разложи по группам»

 Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он разбивает на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Дошкольник дает название каждой получившейся группе и перечисляет (называет) все ее составляющие.

  • «Классификация по обобщающему слову»

 По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т. д.) ребенок выбирает из набора картинок те, которые будут соответствовать понятию.

  • «Лишнее слово»

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Дошкольник отвечает на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?»

Данное упражнение имеет множество вариантов подбора стимульного материала, систематическое использование которого обеспечивает формирование умений дошкольников с ТНР сравнивать и обобщать объекты (не только предметы, но их признаки, качества, свойства и т. д.) по разным признакам.

Самолет, корабль, стул, велосипед.

Стул, диван, спинка, кресло.

Мягкое, кресло, удобное, кожаное.

Кислый, сладкий, тяжелый, соленый.

Холодно, далеко, тепло, жарко.

Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра.

 Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

 Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный и т. Д

Литература:

  1. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. — Минск: Народная асвета, 2015. — с. 110: ил. ISBN 978-985-03-2447-4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;   Образовательная задача:Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, ка...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию фонематического восприятия на лексическом материале темы «Домашние животные».

НОД с детьми старшего  дошкольного возраста с ЗПР по развитию фонематического восприятия "Звуки М, М\'. Буква М" на лексическом материале темы "Домашние животные"...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»

Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;   Образовательная задача:Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, ка...

Презентация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Домашние животные»

Цель: актуализация словаря детей старшей группы по теме “Домашние животные”Задачи.Коррекционно-образовательные задачи.1.Закрепление представлений о домашних животных.2.Уточнение и расширение слов...

Конспект НОД на тему «Домашние птицы» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия на тему «Домашние птицы» с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Игротека»

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Игротека» Организация совместной деятельности с детьми в формате игротеки. Разделение группы детей по игровым...