Консультация "Детские страхи"
консультация (младшая группа)

Бурыкина Надежда Васильевна

«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-tsiya_detskie_strahi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»

Страх является наиболее опасной и сильной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Существует множество причин возникновения страхов у детей:

  • Ребенок восприимчив и у него развито воображение, много фантазирует. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
  • Он обладает слабым типом нервной системы, раним и впечатлителен, ребенку свойственна тревожность, мнительность, неуверенность в себе;
  • Большое количество запретов;
  • Гиперопека, когда взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают возможности ему самому справиться с проблемами, ребенок не уверен в собственных силах, он сильно опирается на взрослых;
  • Изоляция от общения с другими детьми, сложные взаимоотношения со сверстниками;
  • чрезмерная защита от опасностей;
  • Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
  • Одиночество, нехватка общения с родителями;
  • Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку;
  • Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу;
  • Сравнение ребёнка с другими;
  • Безопасность ребенка нарушена из-за какого-то происшествия, события, происшедшего ранее, ребенок получил психологическую травму, в семье или в близком окружении происходили необьяснимые для ребенка события, потери, тяжелые болезни.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Наиболее частые страхи 

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх засыпания, необьяснимых явлений(привидения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.);героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых,- всего, что как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача),уколов, медработников, громких звуков, замкнутого пространства. В 3-4года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии у ребенка, страх сказочных персонажей. Также возможны страхи одиночества, темноты. У детей 6-7 лет (а иногда и раньше) может появиться страх смерти, своей или близких. Ребенок уже знает, что может умереть, поэтому многие обычные бытовые и природные ситуации и явления (гром, гроза ит.п.) могут вызывать панику.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей дошкольников в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном - живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу).

Техника уничтожения страха:

- превращаем «страшный» страх в «нестрашный»

-посадить страх в клетку

-разрисовываем страх любимыми цветами

-разорвали листок и выбросили страх

-вылепить страх

-сожгли листок со страхами (в присутствии взрослого, соблюдая технику безопасности) и выбросили пепел в мусор

-отдаем страх на хранение взрослому

-закрываем страх ключом на замок, а ключ выбрасываем.

В конце проводится беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Как вести себя с ребенком, испытывающим страх

  • Помните, что детские страхи – это серьезная проблема, их не следует воспринимать только как «возрастные» трудности.
  • Первым делом выяснить причину страха.
  • При выборе воспитательных мероприятий учитывать ,что страхи носят непроизвольный и неосознанный характер.
  • Помнить, что ребенок не может управлять своим поведением , поэтому словесные убеждения могут быть неэффективны.
  • Нельзя не обращать внимания на страх ребенка и не пытаться ему помочь его преодолеть.
  • Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
  • Нельзя запугивать и наказывать ребенка в целях воспитания.
  • Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
  • Нельзя перегружать фантазию и воображение ребенка пугающими его воображение сказками и историями.
  • Не напоминайте ребенку о страхе.
  • Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
  • Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
  • Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
  • Рисуйте и лепите с ребенком страх и все то, чего он боится.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу

  • Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
  • Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха. Проиграйте пугающее событие так, чтобы оно показалось смешным, обыденным для повседневности.
  • Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить от него).
  • Когда ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
  • Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Эффективные методами и приемами преодоления страхов

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

  • 2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
  • 3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом,коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
  • 4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисования страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
  • 5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и т.п.
  • 6Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Вам стоит обратиться к психологу, если:

  • У ребенка часто повторяются страхи одного и того же содержания.
  • Вы не знаете как разговаривать с ребенком по поводу его страхов.
  • Поведение ребенка изменилось вследствие того, что он перенес какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.
  • В вашей семье есть какие - то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....